_______________________________________________________________________________________
Детали тормозной системы и привода тормозов грузовых автомобилей Камаз-5320, 65115
Система тормозов автомобилей Камаз
Тормозная система автомобилей Камаз-5320 состоит из четырех автономных тормозных
системам: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.
Хотя тормозные системы Камаз имеют общие элементы, работают они независимо и
обеспечивают высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.
Кроме того, автомобиль Камаз оснащен приводом аварийного растормаживания,
обеспечивающим возможность возобновления движения автомобиля (автопоезда) при
автоматическом его торможении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной
сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой
пневмопривода.
Тормозная рабочая система Камаз-5320 предназначена для уменьшения скорости
движения автомобиля или полной его остановки.
Тормоза рабочей тормозной системы Камаз-5320 установлены на всех шести колесах
автомобиля. Привод рабочей тормозной системы Камаз-5320 — пневматический
двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормозные механизмы передней оси
и задней тележки автомобиля.
Управляется привод ножной педалью, механически связанной с тормозным краном.
Исполнительными органами привода рабочей тормозной системы Камаз-5320 являются
тормозные камеры.
Тормозная запасная система Камаз-5320 предназначена для плавного снижения
скорости или остановки движущегося автомобиля в случае полного или частичного
выхода из строя рабочей системы.
Тормозная стояночная система Камаз обеспечивает торможение неподвижного
автомобиля на горизонтальном участке, а также на уклоне и при отсутствии
водителя.
Стояночная тормозная система на автомобилях Камаз выполнена как единое целое с
запасной и для ее включения рукоятку ручного крана следует установить в крайнее
(верхнее) фиксированное положение.
Таким образом, тормоза Камаз задней тележки являются общими для рабочей,
запасной и стояночной тормозных систем, а две последние имеют, кроме того, и
общий пневматический привод.
Тормозная вспомогательная система Камаз служит для уменьшения нагруженности и
температуры тормозных механизмов рабочей тормозной системы.
Вспомогательной тормозной системой на автомобилях Камаз является моторный
тормоз-замедлитель, при включении которого перекрываются выпускные трубопроводы
двигателя и отключается подача топлива.
Система растормаживания аварийная Камаз предназначена для оттормаживания
пружинных энергоаккумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке
автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе.
Привод системы аварийного растормаживания Камаз сдублирован: кроме
пневматического привода имеются винты аварийного оттормаживания в каждом из
четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет растормозить последние
механическим путем.
Система аварийной сигнализации и контроля Камаз состоит из двух частей:
- Световой и акустической сигнализации о работе тормозных систем и их приводов.
В различных точках пневматического привода Камаз встроены пневмо-электрические
датчики, которые при действии любой тормозной системы, кроме вспомогательной,
замыкают цепи электрических ламп «стоп-сигнала».
Датчики падения давления установлены в ресиверах привода и при недостаточном
давлении в последних замыкают цепи сигнальных электрических ламп, расположенных
на панели приборов автомобиля, а также цепь звукового сигнала (зуммера).
- Клапанов контрольных выводов, с помощью которых производится диагностика
технического состояния пневматического тормозного привода Камаз, а также (при
необходимости) отбор сжатого воздуха.
На автомобилях-тягачах установлен также комплекс пневматических аппаратов для
приведения в действие тормозных механизмов прицепа Камаз (полуприцепа) с
однопроводным и двухпроводным приводом.
Наличие на тягачах такого привода обеспечивает их агрегатирование с любыми
прицепами (полуприцепами), имеющими пневматический привод тормозных механизмов.
Тормоза Камаз (рис.1) установлены на всех шести колесах, основной узел
тормозного механизма смонтирован на суппорте 2, жестко связанном с фланцем
моста.
Рис.1. Тормоз автомобиля Камаз
1 - ось колодки; 2 - суппорт; 3 - щиток; 4 - гайка оси; 5 - накладка осей
колодок; 6 - чека оси колодки; 7 - колодка тормозная; 8 - пружина; 9 - накладка
фрикционная; 10-кронштейн разжимного кулака; 11 - ось ролика; 12 - кулак
разжимной; 13 - ролик; 14 - рычаг регулировочный
На эксцентрики осей 1, закрепленные в суппорте, свободно опираются две тормозные
колодки 7 с прикрепленными к ним фрикционными накладками 9, выполненными по
серповидному профилю в соответствии с характером их износа.
Оси колодок с эксцентричными опорными поверхностями позволяют при сборке
тормозных механизмов правильно сцентрировать колодки относительно тормозного
барабана.
Тормозной барабан Камаз-5320 крепится к ступице колеса пятью болтами.
При торможении колодки Камаз-5320 раздвигаются S-образным кулаком 12 и
прижимаются к внутренней поверхности барабана. Между разжимным кулаком 12 и
колодками 7 установлены ролики 13, снижающие трение и улучшающие эффективность
торможения.
В отторможенное состояние колодки возвращаются четырьмя оттяжными пружинами 8.
Разжимной кулак 12 вращается в кронштейне 10, прикрепленном к суппорту болтами.
На этом кронштейне устанавливается тормозная камера. На конце вала разжимного
кулака установлен регулировочный рычаг 14 червячного типа, соединенный со штоком
тормозной камеры Камаз-5320 при помощи вилки и пальца. Щиток, прикрепленный
болтами к суппорту, защищает тормозной механизм от грязи.
Регулировочный тормозной рычаг (трещетка) Камаз предназначен для уменьшения
зазора между колодками и тормозным барабаном, увеличивающимся вследствие износа
фрикционных накладок.
Устройство регулировочного рычага (трещотка) Камаз показано на рис.2.
Регулировочный рычаг имеет стальной корпус 6 с втулкой 7.
Рис.2. Регулировочный тормозной рычаг (трещетка) Камаз
1- крышка; 2 - заклепка; 3 - колесо зубчатое; 4 - заглушка; 5 - червяк; 6 -
корпус; 7 - втулка; 8- болт стопорный; 9 - пружина фиксатора; 10 - шарик
фиксатора; 11 - ось червяка; 12 - масленка
В корпусе трещетки Камаз находится червячное зубчатое колесо 3 со шлицевыми
отверстиями для установки на разжимной кулак и червяк 5 с запрессованной в него
осью 11.
Для фиксации оси червяка имеется стопорное устройство, шарик 10 которого входит
в лунки на оси 11 червяка под действием пружины 9, упирающейся в стопорный болт
8.
Зубчатое колесо удерживается от выпадания крышками 1, прикрепленными к корпусу 6
рычага. При повороте оси (за квадратный конец) червяк поворачивает колесо 3, а
вместе с ним поворачивается разжимной кулак, раздвигая колодки и уменьшая зазор
между колодками и тормозным барабаном.
При торможении регулировочный тормозной рычаг (трещотка) автомобиля Камаз
поворачивается штоком тормозной камеры. Перед регулированием зазора стопорный
болт 8 необходимо ослабить на один-два оборота, после регулировки болт надежно
затянуть.
Регулировка тормозов грузовых автомобилей Камаз
В тормозах Камаз выполняются две регулировки - частичная и полная. Частичная
регулировка тормозов Камаз производится в процессе эксплуатации и имеет целью
восстановление нормального зазора между накладками колодок и тормозным
барабаном.
О необходимости регулировки тормозов Камаз судят по выходу штоков тормозных
камер, который должен составлять при нажатии на тормозную педаль 20мм.
Необходимую величину хода устанавливают с помощью червячной пары регулировочного
рычага. При регулировке тормоз автомобиля Камаз должен быть холодным, стояночный
тормоз отпущен, стопорный болт 8 ослаблен на один-два оборота и снова надежно
затянут.
Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес выход
штоков правых и левых тормозных камер на каждом мосту должен быть одинаков.
Полная регулировка тормозов Камаз производится после их разборки (замены
накладок или колодок). Цель этой регулировки - правильно установить колодки
относительно барабана.
Регулировка тормозов Камаз производится с помощью эксцентриковых осей колодок и
регулировочного рычага.
Тормоз считается отрегулированным правильно, если зазор между накладкой и
тормозным барабаном, замеренный щупом через люк в опорном диске на расстоянии 30
мм от края накладку в верхней и нижней частях находится в пределах 0,2... 0,4
мм, а щуп толщиной 0,1 мм не проходит вдоль всей ширины колодки.
Привод тормозов автомобилей Камаз
Принципиальные схемы тормозного привода Камаз приведены на рис.3. Источником
сжатого воздуха в приводе является компрессор 9.
Компрессор, регулятор давления 11, предохранитель 12 от замерзания конденсата,
конденсационный ресивер 20 составляют питающую часть привода, из которой
очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в необходимом количестве
в остальные части пневматического тормозного привода и к другим потребителям
сжатого воздуха.
Пневматический тормозной привод Камаз-5320 разбит на автономные контуры,
отделенные друг от друга защитными клапанами. Каждый контур действует независимо
от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей.
Пневматический привод тормозов Камаз состоит из пяти контуров, разделенных одним
двойным и одним тройным защитными клапанами.
Рис. 3. Схема пневмопривод тормозных механизмов автомобиля Камаз 5320
А - контрольный вывод кон-тура IV; В, Е - клапаны контрольных выводов III
контура; С - вывод контрольный контура I; D - вывод контрольный контура II; N -
магистраль тормозная управляющая двухпроводного привода; Р - магистраль
соединительная однопроводного привода; К - магистраль питающая двухпроводного
привода; 1 - камеры тормозные типа 24; 2 - кран управления стояночной тормозной
системой; 3 - кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы; 4 -
кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - манометр двухстрелочный;
6 - лампы контрольные и звуковой сигнализатор; 7 - клапан контрольных выводов; 8
- клапан ограничения давления; 9 - компрессор; 10 - пневмоцилиндр привода рычага
останова двигателя; 11 - регулятор давления; 12 - предохранитель от замерзания;
13 - клапан двойной защитный; 14 - датчик включения электромагнитного клапана
тормозного механизма прицепа; 15 - батареи аккумуляторные; 16 - кран
двухсекционный тормозной; 17 - клапан тройной защитный; 18 - датчик падения
давления в ресивере; 19 - краны слива конденсата; 20 - ресивер конденсационный;
21 - клапан отбора воздуха; 22 - ресиверы контура II; 23 - пневмоцилиндр привода
заслонки вспомогательной тормозной системы; 24, 25 - ресиверы I и III контуров;
26 - камеры тормозные типа 20x20; 27 - датчик включения контрольной лампы
стояночной тормозной системы; 28 - энергоаккумуляторы; 29 - клапан
ускорительный; 30 - регулятор автоматический тормозных сил; 31 - клапан
управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; 32 - клапан
двухмагистральный; 33 - датчик включения сигнала торможения; 34 - клапан
управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом; 35 - клапан
одинарный защитный; 36 - фонари задние; 37 - краны разобщительные; 38, 39 -
соединительные головки типа А и типа "Палм"
Рис.4. Схема пневматического привода тормозов автомобилей Камаз-65115
1 - водоотделитель; 2 -компрессор; 3 - охладитель; 4 -четырехконтурный защитный
клапан;5- автоматической регулятор тормозных сил; 6 - регулятор давления; 7
-выключатель сигнала торможения; 8 -тормозной кран; 9 - пневмоцилиндры привода
заслонки механизма вспомогательной тормозной системы; 10 - кран управления
стояночной тормозной системой; 11 -пропорциональный клапан; 12 -пневмоцилиндр
привода рычага останова двигателя; 13 - кран управления вспомогательной
тормозной системой; 14 - манометр; 15- тормозные камеры типа 30/30; 16 -ресивер
контура 1Y; 17 - ресиверы контура 11; 18 - кран слива конденсата; 19 - тормозные
камеры типа 20/20; 20,24 - ускорительные клапаны; 21- двухмагистральный
перепускной клапан; 26 выключатель контрольной лампы стояночной тормозной
системы; 23 - ресивер контура III; 25 - ресивер контура I; 26 - выключатель
контрольной лампы падения давления воздуха в контуре III; 27 - кран экстренного
растормаживания
Контур I привода рабочих тормозов передней оси Камаз состоит из части тройного
защитного клапана 17; ресивера 24 вместимостью 20 л с краном слива конденсата и
датчиком 18 падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 5;
нижней секции двухсекционного тормозного крана 16; клапана 7 контрольного вывода
(С); клапана 8 ограничения давления; двух тормозных камер 1; тормозных
механизмов передней оси тягача; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
Кроме того, в контур привода рабочих тормозов передней оси Камаз входит
трубопровод от нижней секции тормозного крана 16 до клапана 31 управления
тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом.
Контур II привода рабочих тормозов задней тележки Камаз состоит из части
тройного защитного клапана 17; ресиверов 22 общей вместимостью 40 л с кранами 19
слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере; части
двухстрелочного манометра 5; верхней секции двухсекционного тормозного крана 16;
клапана контрольного вывода (D) автоматического регулятора тормозных сил 30 с
упругим элементом; четырех тормозных камер 26; тормозных механизмов задней
тележки (промежуточного и заднего мостов); трубопроводов и шланга между этими
аппаратами.
В контур привода рабочих тормозов задней тележки Камаз входит также трубопровод
от верхней секции тормозного крана 16 к клапану 31 управления тормозными
механизмами с двухпроводным приводом.
Контур III привода механизмов запасной и стояночной тормозных систем Камаз, а
также, комбинированного привода тормозов прицепа (полуприцепа) состоит из части
двойного защитного клапана 13; двух ресиверов 25 общей вместимостью 40 л с
краном 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресиверах; двух
клапанов 7 контрольного вывода (В и Е) ручного тормозного крана 2;
ускорительного клапана 29; части двух-магистрального перепускного клапана 32;
четырех пружинных энергоаккумуляторов 28 тормозных камер; датчика 27 падения
давления в магистрали пружинных энергоаккумуляторов; клапана 31 управления
тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; одинарного защитного
клапана 35; клапана 34 управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным
приводом; трех разобщительных кранов 37 трех соединительных головок; головки 38
типа А однопроводного привода тормозных механизмов прицепа и двух головок 39
типа "Палм" двухпроводного привода тормозных механизмов прицепа;
пневмоэлектрического датчика 33 "стоп-сигнала", трубопроводов и шлангов между
этими аппаратами.
Следует отметить, что пневмоэлектрический датчик 33 в контуре установлен таким
образом, что он обеспечивает включение ламп "стоп-сигнала" при торможении
автомобиля не только запасной (стояночной) тормозной системой, но и рабочей, а
также в случае выхода из строя одного из контуров последней.
Контур IV привода вспомогательной тормозной системы Камаз и других потребителей
не имеет своего ресивера и состоит из части двойного защитного клапана 13;
пневматического крана 4; двух цилиндров 23 привода заслонок; цилиндра 10 привода
рычага останова двигателя; пневмоэлектрического датчика 14; трубопроводов и
шлангов между этими аппаратами.
От контура IV привода механизмов вспомогательной тормозной системы Камаз сжатый
воздух поступает к дополнительным (не тормозным) потребителям; пневмосигналу,
пневмогидравлическому усилителю сцепления, управлению агрегатами трансмиссии и
пр.
Контур V привода аварийного растормаживания Камаз не имеет своего ресивера и
исполнительных органов. Он состоит из части тройного защитного клапана 17;
пневматического крана 4; части двухмагистрального перепускного клапана 32;
соединяющих аппараты трубопроводов и шлангов.
Пневматические приводы тормоза тягача и прицепа Камаз соединяют три магистрали:
магистраль однопроводного привода, питающая и управляющая (тормозная) магистрали
двухпроводного привода.
На седельных тягачах соединительные головки 38 и 39 находятся на концах трех
гибких шлангов указанных магистралей, закрепленных на поддерживающей штанге. На
бортовых автомобилях головки 38 и 39 установлены на задней поперечине рамы.
Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода Камаз 53212,
53213 на участке компрессор — регулятор давления дополнительно предусмотрен
влагоотделитель, установленный на первой поперечине автомобиля в зоне
интенсивного обдува.
С этой же целью на всех моделях автомобиля Камаз на участке предохранитель от
замерзания — защитные клапаны предусмотрен конденсационный ресивер вместимостью
20 л.
На самосвале Камаз 55111 отсутствует аппаратура управления тормозными
механизмами прицепа, разобщительные краны, соединительные головки.
Для наблюдения за работой пневматического привода тормозов Камаз и своевременной
сигнализации о его состоянии и возникающих неисправностях в кабине на щитке
приборов имеются пять сигнальных лампочек, двухстрелочный манометр, показывающий
давление сжатого воздуха в ресиверах двух контуров (I и II) пневматического
привода рабочей тормозной системы, и зуммер, сигнализирующий об аварийном
падении давления сжатого воздуха в ресиверах любого контура тормозного привода.
Механизм вспомогательной тормозной системы
грузовиков Камаз
Рис.5. Механизм вспомогательной тормозной системы Камаз
1 - корпус; 2 - рычаг поворотный; 3 - заслонка; 4 - вал
В приемных трубах глушителя установлены корпус 1 и заслонка 3, закрепленная на
валу 4. На валу заслонки закреплен также поворотный рычаг 2, соединенный со
штоком пневмоцилиндра.
Рычаг 2 и связанная с ним заслонка 3 имеют два положения. Внутренняя полость
корпуса сферическая. При выключении вспомогательной тормозной системы заслонка 3
устанавливается вдоль потока отработавших газов, а при включении —
перпендикулярно потоку, создавая определенное противодавление в выпускных
коллекторах.
Одновременно прекращается подача топлива. Двигатель начинает работать в режиме
компрессора.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Автокраны
- Краны манипуляторы
- Автогрейдеры ДЗ-122,143
- Экскаватор ЕК-14
- Ремонт грузовиков Камаз
- Ремонт грузовиков МАЗ
_______________________________________________________________________________________
- Регулировка двигателя Д-180
- Трансмиссия Т-170
- Сборка КПП Т-170, Т-130
- Регулировка муфты сцепления Т-170
- Гидравлическая и навесная системы Т-170
- Главная передача Т-170, Т-130
- ТНВД дизеля Д-160
- Сервомеханизм муфты сцепления Т-130, Т-170
- Бортовые фрикционы Т-130
- Бортовой редуктор трактора Т-130
- Механизм управления поворотом Т-130
- Гидромеханическая передача ТО-18/ТО-18Б
- Гидросистема ГМП ТО-18/ТО-18Б Амкодор
- Гидравлическая система ТО-18
- Компоненты гидросистемы ТО-18/ТО-18Б Амкодор
_______________________________________________________________________________________
- Устройство реечных и поворотных гидроцилиндров
- Разновидности насосов объемного гидропривода
- Роторные винтовые насосы - Конструкция и принцип работы
- Характеристики и устройство шестеренчатых насосов
- Схема управления насосом в закрытой гидравлической системе
- Устройство гидрораспределителя с пропорциональным управлением
- Гидросистемы спецтехники - эксплуатация и обслуживание
- Применение гидростатических трансмиссий для спецтехники
- Применение картриджных электроуправляемых клапанов
- Устройство и схемы картриджных вставных гидравлических клапанов
- Характеристики ввертных гидравлических картриджных клапанов
- Схемы работы клапана последовательности и редукционного клапана
- Регулятор гидравлических насосов с переменным рабочим объемом
- Система Load Sending для регулируемых насосов
- Гидрораспределители - Системы управления
- Схемы управления рабочими гидравлическими узлами спецтехники