_______________________________________________________________________________________
Система смазки, воздушная и выпускная системы дизельного двигателя Камаз-740
Система смазки дизеля Камаз-740
Система смазки Камаз-740 комбинированная, с «мокрым» картером. Масло под
давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к
подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел, к подшипникам топливного
насоса высокого давления и компрессора. Предусмотрена пульсирующая подача масла
к верхним сферическим опорам штанг толкателей.
Рис. 1. Система смазки двигателя Камаз-740
1 - компрессор; 2 - насос топливный высокого давления; 3 - включатель
гидромуфты; 4 - гидромуфта; 5,12- клапаны предохранительные; 6 - клапан системы
смазывания; 7 - насос масляный; 8 - клапан перепускной центробежного фильтра; 9
- клапан сливной центробежного фильтра; 10 - кран включения масляного радиатора;
11 - фильтр центробежный; 13 - лампа сигнальная засоренности фильтра очистки
масла; 14 - клапан перепускной фильтра очистки масла; 15 - фильтр очистки масла;
16 - маслоприемник; 17 - картер; 18 - магистраль главная; А - в радиатор
Система смазки двигателя Камаз-740 включает в себя масляный насос, картер
масляный, фильтры – полнопоточный и центробежный, воздушно-масляный радиатор,
масляные каналы в блоке и головках цилиндров, передней крышке и картере
маховика, наружные маслопроводы, маслозаливную горловину, клапаны для
обеспечения нормальной работы систем и контрольные приборы.
Схема системы смазки Камаз-740 показана на рис. 1. Из картера 17 через
маслоприемник 16 масло поступает в нагнетающую и радиаторную секции масляного
насоса 7; из нагнетающей секции через канал в правой стенке блока оно подается в
фильтр 15 очистки масла, где очищается двумя фильтрующими элементами, затем
поступает в главную магистраль 18, откуда по каналам в блоке и головках
цилиндров направляется к коренным подшипникам коленчатого вала, втулкам
коромысел и верхним наконечникам штанг толкателей.
К шатунным подшипникам коленчатого вала Камаз-740 масло подается по отверстиям
внутри вала от ближайшей коренной шейки. Масло, снимаемое со стенок цилиндра
маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в
бобышках и подшипник верхней головки шатуна.
Через каналы в задней стенке блока цилиндров и картера маховика Камаз-740 масло
под давлением поступает к подшипникам: компрессора 1, через каналы в передней
стенке блока – к подшипникам топливного насоса 2 высокого давления.
Предусмотрен отбор масла из главной магистрали для подачи к включателю 3
гидромуфты 4, который установлен на переднем торце блока и управляет работой
гидромуфты привода вентиляторов.
Из радиаторной секции масляного насоса Камаз-740 масло поступает к центробежному
фильтру 11, далее – в радиатор и затем сливается в картер.
При закрытом кране 10 масло из центробежного фильтра через сливной клапан 9,
минуя радиатор, сливается в картер. Остальные детали и сборочные единицы
двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом.
Масляный насос Камаз-740 (рис. 2) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров.
Нагнетающая секция масляного насоса Камаз-740 подает масло в главную магистраль
двигателя, радиаторная секция – в центробежный фильтр и радиатор.
В корпусах секций 1 и 5 установлены предохранительные клапаны 11 и 18,
отрегулированные на давление открытия 833,6...931,7 кПа (8,5...9,5 кгс/см2) и
предназначенные для ограничения максимального давления на выходе из секций
насоса.
Клапан 14 системы смазки двигателя Камаз-740, срабатывающий при давлении
392,4...441,31кПа (4,0...4,5 кгс/см2), предназначен для ограничения давления в
главной магистрали двигателя.
Рис. 2. Насос масляный Камаз-740
1 - корпус радиаторной секции; 2 - шестерня ведущая радиаторной секции; 3
-проставка; 4 - шестерня ведущая нагнетающей секции; 5 - корпус нагнетающей
секции; 6 - шестерня ведомая привода насоса; 7 - шпонка; 8 - валик ведущих
шестерен; 9 - шестерня ведомая нагнетающей секции; 10 - шестерня ведомая
радиаторной секции; 11 - клапан предохранительный радиаторной секции; 12, 15, 17
- пружины клапана; 13, 16 - пробки клапана; 14 -
клапан системы смазывания; 18 - клапан предохранительный нагнетающей секции
Фильтр очистки масла Камаз-740 (рис. 3), установленный на правой стороне блока
цилиндров, состоит из корпуса 19, колпаков 24 и двух бумажных фильтрующих
элементов 23.
В корпусе фильтра Камаз-740 установлен перепускной клапан 16 с сигнализатором
засоренности фильтроэлементов. Сигнальная лампа засоренности фильтроэлементов
расположена на щитке приборов в кабине. Допускается свечение или мигание лампы
при пуске и прогреве двигателя.
При постоянном свечении лампы на прогретом двигателе замените фильтрующие
элементы. В корпусе фильтра Камаз-740 установлены датчики давления масла и
сигнализации о недопустимом понижении [менее 68,7 kПа (0,7 кгс/см2)] давления
масла в главной магистрали.
Перепускной клапан перепускает неочищенное масло в главную магистраль, минуя
фильтрующий элемент, при низкой температуре масла или значительном засорении
фильтрующих элементов при перепадах давления на элементах 245,8... 294,2 кПа
(2,5... 3,0 кгс/см2).
Рис. 3. Фильтр очистки масла Камаз-740
1 – стержень; 2 - кольцо стопорное; 3, 7 - шайбы; 4 - кольцо уплотнительное; 5
-пружина колпака; 6 - чашка уплотнительная; 8 – пружина перепускного клапана; 9
- винт сигнализатора; 10 - пробка перепускного клапана; 11, 18, 20,
26-прокладки; 12 - шайба регулировочная; 13 - корпус сигнализатора; 14 - контакт
подвижный сигнализатора; 15 - пружина контакта сигнализатора; 16 - клапан
перепускной; 17- пробка; 19 - корпус фильтра; 21 - втулка корпуса;
22 - кольцо уплотнительное; 23 - элемент фильтрующий; 24 - колпак; 25 - пробка
сливная
Фильтр Камаз-740 центробежный масляный (рис. 4) – с активно-реактивным приводом
ротора, установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны
двигателя.
Ротор в сборе с колпаком приводится во вращение струёй масла, вытекающей из
тангенциальной щели в оси ротора, а также реактивными силами, возникающими при
входе масла в тангенциальные каналы ротора.
При работе двигателя Камаз-740 масло из радиаторной секции насоса под давлением
подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора.
Под действием центробежных сил
механические частицы отбрасываются к стенкам колпака ротора и задерживаются, а
очищенное масло через отверстие в
оси ротора и трубку 17 поступает в воздушно-масляный радиатор или через сливной
клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 49,0... 68,7 кПа (0,5...
0,7 кгс/см2), в картер двигателя.
Перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра Камаз-740, отрегулирован на
давление 588,4.. .637,5 kПa (6,0... 6,5 кгс/см2).
Рис.4. Центробежный масляный фильтр камаз-740
1 - корпус; 2 -колпак ротора; 3-ротор; 4- колпак фильтра; 5 - гайка крепления
колпака ротора; 6 – подшипник шариковый упорный; 7 – шайба упорная; 8 - гайка
крепления ротора; 9 - гайка крепления колпака фильтра; 10 - втулка верхняя
ротора; 11 - ось ротора; 12 - экран; 13 - втулка нижняя ротора; 14 - палец
стопора; 15 - пластина стопора; 16 - пружина стопора; 17 - трубка отвода масла
Чтобы не нарушить балансировку ротора при обслуживании фильтра, на роторе и
колпаке нанесены метки, которые необходимо совмещать при его сборке.
Картер масляный Камаз-740 стальной штампованный закреплен на нижней плоскости
блока цилиндров болтами. Между картером и блоком установлена резино-пробковая
прокладка для обеспечения герметичности соединения.
В нижней части картера Камаз-740 имеется сливная пробка. Радиатор
воздушно-масляный трубчато-пластинчатый, двухрядный, воздушного охлаждения,
установлен перед радиатором системы охлаждения Камаз-740.
Воздушная система и система выпуска газов
двигателей Камаз-740
Воздушная система Камаз-740 предназначена для забора воздуха из атмосферы,
очистки его от пыли и распределения по цилиндрам. Схема воздушной системы
Камаз-740 изображена на рис.5. Атмосферный воздух засасывается: в цилиндры
двигателя, проходя через воздухоочиститель 25.
Рис. 5. Воздушная система и система выпуска газов Камаз-740
1 - трубка сапуна газоотводящая; 2 - сапун; 3 - трубка маслосливная сапуна; 4 -
воздухопровод впускной двигателя; 5 - воздухоочиститель; 6 - коллектор
выпускной; 7 - патрубок выпускной; 8 - глушитель; I - воздух из атмосферы; II -
очищенный воздух; III - картерные газы; 1V - отработавшие газы
Очищенный воздух распределяется впускными коллекторами по цилиндрам двигателя и
участвует в сгорании в составе рабочей смеси. Отработавшие газы проходят по
выпускным коллекторам, приемным трубам глушителя и через глушитель выбрасываются
в атмосферу.
Газы, проникшие в картер двигателя через зазоры между зеркалом цилиндра и
поршневыми кольцами, удаляются в атмосферу через патрубок и вытяжную трубку за
счет избыточного давления.
На рис. 6 изображены воздушные системы Камаз-740, применяемые на различных
моделях автомобилей Камского автозавода. Забор воздуха в двигатель
осуществляется через воздухозаборник.
Рис. 6. Схема систем забора воздуха автомобилей Камаз
а - Камаз-5320 и 55102, b - Камаз-53212, 5410 и 54112, с - Камаз-55111, 1 -
колпак; 2 - труба воздухозаборника; 3 - уплотнитель: 4 - воздухоочиститель; 5 -
кронштейн (стрелками указаны места, подлежащие контролю герметичности при
обслуживании системы)
В воздушной системе Камаз-740 между трубой воздухозаборника и воздухопроводами,
закрепленными на двигателе, предусмотрен уплотнитель — гофрированный резиновый
патрубок, внутрь которого вставлен нажимной диск, служащий опорой для распорной
пружины. Последняя обеспечивает герметичность соединения уплотнителя с трубой
воздухозаборника при транспортном положении кабины.
Воздухоочиститель воздушной системы (рис. 6, а) автомобилей Камаз-5320 и
Камаз-55102 прикреплен к левому лонжерону рамы. На остальных автомобилях (рис.
6, b и с) воздухоочиститель закреплен на кронштейне 5.
Воздухоочиститель Камаз-740 сухого типа, двухступенчатый. Первая ступень
центробежная — моноциклон со сбором отсепарированной пыли в бункер, вторая
ступень — бумажный фильтрующий элемент.
Воздухоочиститель Камаз-740 (рис. 7) состоит из корпуса 8, фильтрующего элемента
5, крышки 1, прикрепленной к корпусу четырьмя защелками.
Рис. 7. Воздухоочиститель Камаз-740
1 - крышка; 2 - прокладка крышки; 3 - корпус; 4 - пылеотбойник; 5 - элемент
фильтрующий; 6 - гайка фильтрующего элемента
Герметичность соединения обеспечивается прокладкой 2. Во внутренней полости
крышки установлена перегородка с щелью и заглушкой, которая образует полость
сбора пыли (бункер). На входном патрубке воздухоочистителя имеется пылеотбойник
4. Фильтрующий элемент крепится в корпусе самоконтрящейся гайкой 6.
Установка воздухоочистителей Камаз-740
а) с кабинами без спального места; б) с кабинами со спальным местом;
1-кронштейн; 2-воздухоочиститель; 3-упор пружины; 4-уплотнитель; 5- распорная
пружина; 6-нажимной диск; 7-переходник; 8-труба; 9-колпак воздухозаборника;
10-кабина; 11 -соединительный патрубок впускного коллектора; 12-устройство
«Зима-лето»;
Засасываемый воздух через входной патрубок поступает в фильтр.
Пылеотбойник
Камаз-740 создает вращательное движение потока воздуха в кольцевом зазоре между
корпусом и фильтроэлементом, за счет действия центробежных сил частицы пыли
отбрасываются к стене корпуса и собираются в бункере через щель в перегородке.
Затем предварительно очищенный воздух проходит через фильтрующий элемент, где
происходит его окончательная очистка.
Для очистки бункера от пыли снять крышку,
вынуть заглушку из отверстия в перегородке, удалить пыль и вытереть бункер.
Крышку следует устанавливать так, чтобы стрелка, выполненная на днище, была
направлена вверх при горизонтальном расположении фильтра (автомобили
Камаз-55111, Камаз-5410, Камаз-54112).
Чистый воздух из воздухоочистителя Камаз-740 поступает к впускным коллекторам
двигателя. Для повышения эффективности очистки воздуха, поступающего в
двигатель, и увеличения ресурса фильтрующего элемента предусмотрена установка в
воздухоочиститель предочистителя (рис. 8).
Рис. 8. Установка предочистителя Камаз-740
1 - шнурки стягивающие; 2 - предочиститель; 3 - элемент фильтрующий
Предочиститель Камаз-740 представляет собой оболочку из нетканого фильтрующего
полотна, которая надевается на фильтроэлемент перед установкой его в корпус
фильтра.
Воздухопроводы впускные Камаз-740 закреплены на боковых поверхностях головок
цилиндров со стороны развала болтами через уплотнительные паронитовые прокладки
и соединены с впускными каналами головок цилиндров.
Впускные воздухопроводы Камаз-740 левой и правой половин блока соединены между
собой соединительным патрубком. Патрубок закреплен на фланцах воздухопроводов
болтами. Соединения патрубка с впускными воздухопроводами уплотнены резиновыми
прокладками.
Воздушная система двигателя Камаз-7403 отличается от двигателя Камаз-740
установкой воздухоочистителя, конструкцией воздухопроводов, впускных коллекторов
и патрубков.
Чистый воздух из воздухоочистителя через тройник поступает к двум центробежным
компрессорам и под избыточным давлением 70 кПа (0,7 кгс/см2) в режиме
максимальной мощности подается через впускные коллекторы в цилиндры.
Соединение тройника подвода воздуха с компрессорами и компрессоров Камаз-740 с
впускными коллекторами обеспечивается резиновыми патрубками и шлангами, которые
стянуты хомутами.
Индикатор засоренности воздухоочистителя Камаз-740 (рис. 9) установлен на панели
приборов и резиновым шлангом соединяется с впускным коллектором двигателя.
Рис. 9. Индикатор засоренности воздухоочистителя Камаз-740
1 - диск; 2 - барабан сигнальный
При достижении во впускных коллекторах двигателя предельного разрежения 6,86 кПа
(0,07 кгс/см2) индикатор срабатывает — красный участок барабана закрывает окно
индикатора и остается в таком положении после останова двигателя. Это
свидетельствует о необходимости обслуживания воздухоочистителя.
Система выпуска отработанных газов
дизелей Камаз-740
Система выпуска отработанных газов Камаз-740 (рис. 10) предназначена для выброса
в атмосферу отработавших газов.
Рис. 10. Система выпуска отработавших газов Камаз-740
1 – соединительные патрубки; 2 – натяжные фланцы; 3 – турбокомпрессоры; 4, 8 –
трубы выпуска отработавших газов; 5 – глушитель; 6 – кронштейны крепления
глушителя; 7 – лонжерон рамы
Система выпуска газов Камаз-740 состоит из двух выпускных коллекторов 9, двух
приемных труб 7 и 8, гибкого металлического рукава 5, глушителя 1.
Каждый выпускной коллектор обслуживает ряд цилиндров и крепится к блоку
цилиндров тремя болтами. Коллекторы Камаз-740 соединены с головками цилиндров
патрубками. Разъемное выполнение соединения коллектор—патрубок—головка позволяет
компенсировать тепловые деформации, возникающие при работе двигателя.
Приемные трубы Камаз-740 объединены тройником и соединены с глушителем гибким
металлическим рукавом, который компенсирует погрешности сборки и температурные
деформации деталей системы. В каждой приемной трубе установлена заслонка
вспомогательной моторной тормозной системы.
Глушитель Камаз-740 шума выпуска (рис. 11) активно-реактивный, неразборной
конструкции. Активный глушитель работает по принципу преобразования звуковой
энергии в тепловую, что осуществляется установкой на пути газов перфорированных
перегородок, в отверстиях которых
поток газов дробится и пульсация затухает.
Рис. 11. Глушитель Камаз-740 шума выпуска
1 - труба перфорированная; 2 - фланец упорный; 3 - фланец натяжной; 4 -стенка
передняя; 5 - корпус; 6 - патрубок выпускной; 7 -стенка задняя
В реактивном глушителе Камаз-740 используется принцип акустической фильтрации
звука. Этот глушитель представляет собой ряд акустических камер, соединенных
последовательно.
На выпускном патрубке глушителя автомобиля-самосвала Камаз-55111 установлена
выпускная труба 2 (рис. 12), предназначенная для обогрева платформы
отработавшими газа в холодное время года.
Рис. 12. Системы выпуска отработавших газов автомобиля-самосвала Камаз-55111
1 - заглушка; 2 - труба выпускная глушителя; 3 - глушитель; 4 - патрубок
выпускной; 1-снять зимой; II - установить зимой
При эксплуатации автомобиля-самосвала Камаз-55111 в холодное время года для
обогрева платформы снимите заглушку с вертикальной трубы глушителя и установите
ее между патрубком тройника и выпускным патрубком. В теплое время года
установите заглушку на вертикальную трубу глушителя, сняв ее с патрубка
тройника.
Турбонаддув дизельного двигателя Камаз-740
Система турбонаддува Камаз-740 состоит из двух взаимозаменяемых
турбокомпрессоров, компрессоров, впускных и выпускных коллекторов и патрубков.
Турбокомпрессор Камаз-740 установлен на выпускных коллекторах по одному на
каждый ряд цилиндров. Уплотнение газовых стыков между установочными фланцами
турбокомпрессоров и коллекторами осуществляется прокладками из жаропрочной
стали.
Труба выпуска отработавших газов крепится к турбокомпрессору Камаз-740 с помощью
натяжных фланцев, а герметичность соединений обеспечивается асбостальной
прокладкой. Подшипники турбокомпрессора смазываются от системы смазывания
двигателя.
Турбокомпрессор Камаз-740 ТКР 7 (рис. 13) – агрегат, объединяющий
центростремительную турбину и центробежный компрессор. Турбина преобразовывает
энергию газов в работу сжатия воздуха компрессором.
Рис. 13. Турбокомпрессор Камаз-740 (ТКР 7)
1 - подшипник; 2 - экран; 3-корпус компрессора; 4 - диффузор; 5, 19 - кольцо
уплотнительное; 6 - гайка; 7 - маслоотражатель; 8 -колесо компрессора; 9 - экран
маслосбрасывающий; 10, 18 - крышки; 11 - корпус подшипника; 12 - фиксатор; 13
-переходник; 14 - прокладка асбостальная; 15 - экран турбины; 16 - колесо
турбины; 17 - корпус турбины
Вращающаяся часть турбокомпрессора Камаз-740 – ротор – состоит из колеса 16 (см.
рис. 13) турбины с валом, колеса 8 компрессора и маслоотражателя 7, закрепляемых
на валу гайкой 6.
Ротор турбокомпрессора Камаз-740 вращается в подшипнике 1, представляющем собой
плавающую невращающуюся моновтулку, удерживается от осевого и радиального
перемещений фиксатором 12, который вместе с переходником 13 является
маслоподводящим каналом.
В корпусе 11 подшипника устанавливаются стальные крышки 10 и 18 и
маслосбрасывающий экран 9, который вместе с невращающимися упругими разрезными
уплотнительными кольцами 5 предотвращает течь масла из полости корпуса
подшипника.
Корпуса турбины и компрессора Камаз-740 крепятся к корпусу подшипника с помощью
болтов и планок. Для уменьшения теплопередачи от корпуса турбины
турбокомпрессора Камаз-740 к корпусу подшипника между ними установлен чугунный
экран 15 турбины и асбостальная прокладка 14.
Диффузор 4 и экран 2 образуют канал, по которому воздух после сжатия в колесе
подается во внутреннюю полость корпуса.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Автокраны
- Краны манипуляторы
- Автогрейдеры ДЗ-122,143
- Экскаватор ЕК-14
- Ремонт грузовиков Камаз
- Ремонт грузовиков МАЗ
_______________________________________________________________________________________
- Регулировка двигателя Д-180
- Трансмиссия Т-170
- Сборка КПП Т-170, Т-130
- Регулировка муфты сцепления Т-170
- Гидравлическая и навесная системы Т-170
- Главная передача Т-170, Т-130
- ТНВД дизеля Д-160
- Сервомеханизм муфты сцепления Т-130, Т-170
- Бортовые фрикционы Т-130
- Бортовой редуктор трактора Т-130
- Механизм управления поворотом Т-130
- Гидромеханическая передача ТО-18/ТО-18Б
- Гидросистема ГМП ТО-18/ТО-18Б Амкодор
- Гидравлическая система ТО-18
- Компоненты гидросистемы ТО-18/ТО-18Б Амкодор
_______________________________________________________________________________________
- Устройство реечных и поворотных гидроцилиндров
- Разновидности насосов объемного гидропривода
- Роторные винтовые насосы - Конструкция и принцип работы
- Характеристики и устройство шестеренчатых насосов
- Схема управления насосом в закрытой гидравлической системе
- Устройство гидрораспределителя с пропорциональным управлением
- Гидросистемы спецтехники - эксплуатация и обслуживание
- Применение гидростатических трансмиссий для спецтехники
- Применение картриджных электроуправляемых клапанов
- Устройство и схемы картриджных вставных гидравлических клапанов
- Характеристики ввертных гидравлических картриджных клапанов
- Схемы работы клапана последовательности и редукционного клапана
- Регулятор гидравлических насосов с переменным рабочим объемом
- Система Load Sending для регулируемых насосов
- Гидрораспределители - Системы управления
- Схемы управления рабочими гидравлическими узлами спецтехники