_______________________________________________________________________________________
Коробка передач Камаз 141 и ее сборочные детали
Коробка передач КПП Камаз-141 служит для передачи крутящего момента,
изменения крутящего момента по величине и направлению, длительного отсоединения
двигателя от трансмиссии, а также отбора мощности на привод вспомогательных
агрегатов.
Коробка передач 141 применяется для автомобилей Камаз 43253, 43505, 4308.
Модернизированная КПП Камаз модели 141. При модернизации усилены зубчатые муфты
синхронизатора 4-5 передачи, первичного вала КПП и шестерни 5 передачи за счет
увеличения высоты зуба, изменены замки от самовыключения синхронизатора 4-5
передачи, исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка
синхронизатора 4-5 передачи и вторичный вал, что позволило на 15-20% повысить
долговечность коробки передач.
Применяется КПП Камаз 141 для автомобилей с двигателями, имеющими крутящий
момент до 850 Нм включительно.
Коробка передач Камаз 141 устанавливается в основном на одиночных автомобилях и
автобусных шасси. Тип коробки передач КПП Камаз – механическая, пятиступенчатая
с трехходовым механизмом переключения.
Отличаются КПП Камаз 141 и 142 передаточными числами. Коробка Камаз 141 имеет
ускоряющую передачу и при некотором снижении тяговых свойств обеспечивает
транспортному средству более высокую скорость передвижения.
Технические параметры КПП Камаз 141
Номер передачи и передаточные числа:
1 - 5,62; 2 - 2,89; 3 - 1,64; 4 – 1; 5 - 0,742; Задний Ход - 5,3
Подшипники валов КПП 141 Камаз -4308, 43253 - В опорах первичного вала
применяются шариковые подшипники, для вторичного вала передний роликовый, задний
шариковый. Промежуточный вал опирается спереди на роликовый, сзади на двухрядный
роликовый сферический подшипники.
Подшипники шестерен - роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник
шестерни пятой передачи без сепаратора.
Синхронизаторы - инерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами
Шестерни с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода,
постоянного зацепления.
Система смазывания КПП 141– комбинированная, все детали смазываются
разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач имеют, кроме того,
дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства.
Отбор мощности - от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ
12323-66; с правой стороны – от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с
левой - от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала; возможна
установка КОМ вместо верхней крышки КПП.
Управление коробкой передач Камаз 141 - механическое, с дистанционным приводом
Спидометр - привод спидометра двухступенчатый, состоит из постоянной червячной
пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен.
Устройство коробки переключения передач Камаз-141
Коробка передач Камаз-141 (модификация Камаз-142) состоит из следующих основных
сборочных единиц: картера 34 (Рис.1) коробки передач, в котором смонтированы
первичный 3, вторичный 35 и промежуточный 33 валы в сборе с зубчатыми колесами,
синхронизаторами и подшипниками, блока зубчатых колес заднего хода, верхней
крышки 13 коробки с механизмом переключения передач в сборе.
К переднему торцу картера коробки передач КПП Камаз-141 прикреплен картер 38
сцепления. Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками.
Крышка 6 заднего подшипника первичного вала внутренней расточкой центрируется по
наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему
диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления.
Рис.1. Коробка передач Камаз 141 (продольный разрез)
1 - вилка выключения сцепления; 2 - вал вилки; 3 - первичный вал; 4 - муфта
выключения сцепления; 5 - шланг; 6 - крышка заднего подшипника первичного вала;
7, 14, 17, 26, 28 - болты; 8, 12, 15, 16, 29, 31, 36 - прокладки; 9 - рычаг
переключения передач; 10 - опора рычага переключения передач; 11 -
регулировочный болт; 13 - верхняя крышка; 18 - задний шариковый подшипник; 19 -
червячное колесо привода датчика спидометра; 20 - фланец крепления карданного
вала; 21 - гайка крепления фланца; 22 - крышка заднего подшипника вторичного
вала; 23 - зубчатое колесо привода датчика спидометра; 24 - крышка подшипника;
25 - шайба; 27 - сферический роликовый подшипник; 30 - стакан подшипника; 32 -
пробка сливного отверстия; 33 — промежуточный вал; 34 -картер коробки передач;
35 - вторичный вал; 37 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38
-картер сцепления
Во внутреннюю полость крышки 6 вставлены две манжеты. Рабочие кромки манжет
имеют правую насечку.
Внутренняя полость большого диаметра предназначена для размещения в ней
маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце этой полости
препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом,
уменьшая тем самым центробежные силы, а значит, способствуют повышению
избыточного давления масла в полости нагнетания.
В верхней части крышки КПП 141 Камаз-4308, 43253 имеется отверстие для подвода
масла из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.
Крышка 22 заднего подшипника вторичного вала прикреплена к заднему торцу картера
коробки передач, центрируется по наружной обойме заднего подшипника 18
вторичного вала.
В задней части крышки КПП-141 Камаз-4308, 43253 установлена манжета с
пылесборником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка. В крышке заднего
подшипника вторичного вала установлены зубчатые колеса привода датчика
спидометра. Полость крышки должна быть заполнена смазкой.
Фланец крепления карданного вала может выполняться в двух вариантах - круглым,
либо с торцовыми шлицами.
В опоре рычага переключения передач возможна установка датчика типа ВК-403
включения нейтральной передачи в коробке.
В приливах правой стенки коробки передач Камаз-141 выполнена расточка, в которую
запрессована ось блока зубчатых колес заднего хода. От выпадения ось
предохраняется стопорной шайбой, привернутой болтом, имеющим отверстие, в
которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение от
вытекания смазочного материала.
В нижней части картера КПП-141 Камаз в бобышках ввернуты пробки 6 и 32 (Рис. 1)
сливных отверстий; в пробку вмонтирован магнит, который улавливает металлические
частицы, находящиеся в масле.
Во внутренней полости картера, в передней части левой стенки, примыкающей к
переднему торцу картера, отлит маслонакопитель, куда при вращении зубчатых колес
забрасывается масло, которое затем через отверстие в передней стенке картера
поступает в полость крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.
Зубчатые колеса коробки передач Камаз 141 скомплектованы попарно с сопрягаемыми
зубчатыми колесами по пятну контакта.
Первичный вал коробки передач Камаз-141 выполнен как одно целое с зубчатым
колесом; его передней опорой является шариковый подшипник, расположенный в
расточке коленчатого вала. Полость подшипника заполняется смазкой и уплотняется
манжетой.
На задний конец вала КПП-141 Камаз-4308, 43253 с упором в торец зубчатого колеса
установлены шариковый подшипник и маслонагнетающее кольцо, стопорящееся от
проворачивания на валу шариком. Пакет стягивается кольцевой гайкой, поясок
которой вдавливается в пазы вала.
Центрирующий диаметр вала, выполненный под муфту выключения сцепления 142)
составляет 54,9 мм, под муфту сцепления Камаз MFZ 430 - 60 мм.
Свободный ход первичного вала регулируется набором стальных прокладок 8 (Рис. 1)
толщиной 0,2 мм и 0,3 мм, устанавливаемых между торцами первичного вала и
наружной обоймой подшипника.
Промежуточный вал КПП 141 Камаз выполнен как одно целое с венцами зубчатых колес
первой, второй передач и передачи заднего хода.
На переднем конце вала напрессованы и закреплены от проворота сегментными
шпонками зубчатые колеса третьей и четвертой передач и зубчатое колесо привода
промежуточного вала.
Вторичный вал КПП 141 Камаз в сборе с зубчатыми колесами и синхронизаторами
установлен соосно с первичным валом. На переднем конце вала размещен подшипник с
приставным внутренним кольцом.
Все зубчатые колеса вала установлены на роликовых подшипниках, из которых
подшипник зубчатого колеса четвертой передачи насыпной, без сепаратора.
Зубчатые колеса четвертой и третьей передач КПП 141 Камаз-4308, 43253 в осевом
направлении закреплены упорной шайбой с внутренними шлицами, которая установлена
в выточке вала так, что ее шлицы расположены против шлицев вала, и застопорена
от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой.
По оси вала КПП 141 Камаз-4308, 43253 просверлен канал для подвода смазочного
материала по радиальным отверстиям к подшипникам зубчатых колес. Масло в канал
подается маслонагнетающим устройством, расположенным на первичном валу.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Автокраны
- Краны манипуляторы
- Автогрейдеры ДЗ-122,143
- Экскаватор ЕК-14
- Ремонт грузовиков Камаз
- Ремонт грузовиков МАЗ
_______________________________________________________________________________________
- Регулировка двигателя Д-180
- Трансмиссия Т-170
- Сборка КПП Т-170, Т-130
- Регулировка муфты сцепления Т-170
- Гидравлическая и навесная системы Т-170
- Главная передача Т-170, Т-130
- ТНВД дизеля Д-160
- Сервомеханизм муфты сцепления Т-130, Т-170
- Бортовые фрикционы Т-130
- Бортовой редуктор трактора Т-130
- Механизм управления поворотом Т-130
- Гидромеханическая передача ТО-18/ТО-18Б
- Гидросистема ГМП ТО-18/ТО-18Б Амкодор
- Гидравлическая система ТО-18
- Компоненты гидросистемы ТО-18/ТО-18Б Амкодор
_______________________________________________________________________________________
- Устройство реечных и поворотных гидроцилиндров
- Разновидности насосов объемного гидропривода
- Роторные винтовые насосы - Конструкция и принцип работы
- Характеристики и устройство шестеренчатых насосов
- Схема управления насосом в закрытой гидравлической системе
- Устройство гидрораспределителя с пропорциональным управлением
- Гидросистемы спецтехники - эксплуатация и обслуживание
- Применение гидростатических трансмиссий для спецтехники
- Применение картриджных электроуправляемых клапанов
- Устройство и схемы картриджных вставных гидравлических клапанов
- Характеристики ввертных гидравлических картриджных клапанов
- Схемы работы клапана последовательности и редукционного клапана
- Регулятор гидравлических насосов с переменным рабочим объемом
- Система Load Sending для регулируемых насосов
- Гидрораспределители - Системы управления
- Схемы управления рабочими гидравлическими узлами спецтехники