Грузовые автомобили и спецтехника. Техническое и сервисное обслуживание. Ремонт и эксплуатация.


_______________________________________________________________________________________

Двигатели автомобилей МАЗ-5516, 5440, 6430

На двухосных автомобилях Маз-5516, Маз-5440, 5340, Маз-54323, 54329 и трехосных автомобилях Маз-6430, 6312, Маз-64229, 643008 установлены двигатели ЯМЗ-238 или двигатели MAN. Описание устройства двигателя, а также указания по эксплуатации и уходу за ним приведены в прилагаемой к
автомобилю инструкции.

Воздушный фильтр двигателя ЯМЗ-238

На автомобилях Маз-5516, Маз-5440, 5340, Маз-54323, 54329 и автомобилях Маз-6430, 6312, Маз-64229, 643008 установлен воздушный фильтр сухого
типа, двухступенчатый, с бункером для сбора пыли и сменным картонным фильтрующим элементом.

Для контроля засоренности фильтрующего элемента воздушного фильтра имеется датчик сигнализатора засоренности, установленный в патрубке и соединенный с сигнальной лампой на щитке приборов.

Уход за воздушным фильтром заключается в проверке состояния креплений резиновых уплотнителей воздухопроводов впускного тракта и патрубков; при необходимости производить подтяжку их соединений. При загорании сигнальной лампы датчика сигнализатора засоренности промыть корпус с бункером и очистить картонный фильтрующий элемент.

Корпус с бункером промыть в горячей воде, продуть сжатым воздухом и хорошо просушить.

Очистку картонного фильтрующего элемента производить продувкой сжатым воздухом, а при сильной загрязненности - промойте в растворе моющих средств OП - 7 или ОП - 10 ГОСТ 8433 - 81 (20...25 г на один литр теплой воды) в течение 10-15 мин. или в растворе такой же концентрации стиральных порошков бытового назначения.

После промывки картонный фильтрующий элемент прополоскать в чистой воде и просушить. После пятиразовой очистки и промывки картонный фильтрующий элемент заменить новым.

При эксплуатации в условиях повышенной запыленности и при резких изменениях влажности и температуры воздуха сроки обслуживания картонного
фильтрующего элемента нужно определить исходя из опыта работы в данных условиях.

После каждого обслуживания и при установке нового картонного фильтрующего элемента визуально проверить отсутствие механических повреждений путем подсвечивания лампой элемента изнутри, проверьте наличие и состояние прокладок, шайбы и уплотнительного кольца под шайбой. Стрелка на бункере и прорезь на крышке бункера (для двигателя ЯМЗ - 238ДЕ2 и 7511) должна быть направлена в сторону входного патрубка корпуса фильтра.

Проверку герметичности всасывающего тракта двигателя проводить перед обкаткой, после внеочередных разборок всасывающего тракта и при каждом
ТО - 2.

Система питания двигателя автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 5340, Маз-54323, 54329, Маз-6430, 6312, Маз-64229, 643008

Для защиты топливной системы дизельного двигателя MAN автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 5340, Маз-54323, 54329, Маз-6430, 6312, Маз-64229, 643008 (подкачивающий насос, ТНВД, форсунки, клапаны и поршни), улучшения процессов сгорания и экономии топлива во всасывающую часть трубопровода
установлен фильтр-водоотделитель (сепаратор) "Separ", имеющий три степени очистки.

В процессе эксплуатации сепаратора необходимо ежедневно визуально проверять отстойник и при необходимости сливать отстой.

Для замены фильтрующего элемента открыть крышку и вытянуть элемент постоянно его поворачивая. Замену фильтрующего элемента или промывку в керосине производить при потере мощности двигателя.

Система охлаждения двигателя ЯМЗ-238

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения двигателя ЯМЗ-238 двухосных автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 5340, Маз-54323, 54329 и трехосных автомобилей Маз-6430, 6312, Маз-64229, 643008 необходимо выполнять следующие требования:

- заполнять систему охлаждения специальной всесезонной жидкостью;

- следить за температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть под нагрузкой в пределах 75 - 90°С; 75 - 95°С при применении загущенных
масел вязкости не ниже М53.

Допускается кратковременное (до 10 мин.) превышение температуры до 95°С; 100°С при применении загущенных масел вязкости не ниже М53;

- регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости через горловину заливной трубы и при необходимости доливать. Замер производить только при холодном двигателе. Минимальный уровень охлаждающей жидкости контролируется датчиком предельного уровня. В период эксплуатации рекомендуется поддержание уровня в пределах видимости жидкости в трубе заливной горловины;

- в летнее время года следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора;

- следить за исправностью всех соединений, не допуская утечки охлаждающей жидкости;

- следить за резьбовыми соединениями.

Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения ЯМЗ-238 двухосных автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 5340, Маз-54323, 54329 и трехосных
автомобилей Маз-6430, 6312, Маз-64229, 643008

- установить автомобиль на горизонтальной площадке;

- поднять кабину;

- снять пробку на торце расширительного бачка;

- установить кран отопителя кабины в рабочее положение;

- открыть кран слива охлаждающей жидкости на патрубке водяного насоса;

- открыть кран слива охлаждающей жидкости на водомасляном теплообменнике двигателя;

- открыть краник на заглушке правого водяного канала двигателя;

- открыть пробку на нижнем бачке радиатора;

- при наличии подогревателя слить жидкость из соединительных трубопроводов системы подогрева.

Система промежуточного охлаждения надувочного воздуха включает в себя охладитель надувочного воздуха, соединенный с двигателем трубопроводами и эластичными шлангами.

Охладитель представляет собой цельносварной теплообменник. Расположение перед охладителем каких - либо предметов, не предусмотренных конструкцией автомобиля, не рекомендуется из - за возможного снижения экологических и мощностных параметров двигателя.

Периодически производить контроль затяжки хомутов крепления соединительных шлангов. Не допускается касание шлангов и трубок с деталями охладителя во избежание нарушения его герметичности.

Система охлаждения двигателя MAN двухосных автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 5340, Маз-54323, 54329 и трехосных автомобилей Маз-6430, 6312, Маз-64229, 643008

Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения и отопителя.

Для слива охлаждающей жидкости из ситемы двигателей МАН автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 5340, Маз-54323, 54329, Маз-6430, 6312, Маз-64229, 643008 следует выполнить следующее:

- установить автомобиль на горизонтальной площадке;

- поднять кабину;

- снять пробку заливной горловины на расширительном баке;

- отвернуть резьбовую пробку на нижнем бачке радиатора и резьбовую пробку на правой стороне блока двигателя на водомасляном радиаторе;

- при наличии на автомобиле подогревателя открыть краник на трубопроводе подогревателя;

- установить кран отопителя кабины в открытое (рабочее) положение.

На двигателях MAN автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 5340, Маз-54323, 54329 и автомобилей Маз-6430, 6312, Маз-64229, 643008 устанавливается вязкостная муфта привода вентилятора, управляемая с помощью электронного блока управления двигателем.

При обрыве электрической цепи, либо нарушении контакта в соединительной колодке муфта принудительно включается на постоянную передачу мощности.

В начальный момент времени после запуска двигателя в течение 1 мин. муфта работает с полным числом оборотов 2250 мин-1, как при полностью включенной муфте.

После откачки силиконовой жидкости из рабочей полости обороты вентилятора снижаются до оборотов холостою хода муфты (при номинальных оборотах двигателя эта величина составляет 750+200 мин-1).

Система разогрева и поддержания теплового состояния двигателя и обеспечения заданной температуры воздуха в кабине при неработающем двигателе.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________