_______________________________________________________________________________________
Блок цилиндров и ГРМ двигателя Камаз-740
Устройство блока цилиндров Камаз-740
Кривошипно-шатунный механизм является основным механизмом двигателя Камаз-740.
Он служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода
возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого
вала.
КШМ Камаз состоит из блока цилиндров, гильз и головок цилиндров, поршней с
кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала, коренных и шатунных
подшипников и маховика.
Блок цилиндров Камаз-740 представляет собой жесткую моноблочную V-образную
конструкцию, отлитую из легированного серого чугуна как одно целое с блоками
цилиндров и верхней частью картера.
Высокая жесткость блока Камаз-740 обеспечивается разделением карточного
пространства на отдельные отсеки поперечными перегородками с силовым оребрением
и низким расположением плоскости разъема верхней половины картера с масляным
поддоном (значительно ниже оси коленчатого вала).
В верхней части блока цилиндров Камаз-740 под углом 90° расположены два ряда
цилиндровых гнезд и вставные «мокрые» гильзы с привалочными поверхностями под
головки цилиндров.
Левый ряд цилиндров Камаз-740 смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что
вызвано установкой двух нижних головок шатунов на общую шатунную шейку
коленчатого вала.
Блок цилиндров дизеля Камаз-740 в сборе
1 — блок цилиндров; 2 — гильза цилиндра; 3 — резиновое уплотнительное кольцо
гильз; 4 — крышка заднего коренного подшипника коленчатого вала; 5 —крышка
переднего коренного подшипника коленчатого вала; 6 — прокладка передней крышки
блока; 7 — передняя крышка блока; 8 — резиновая манжета; 9— рым-болт
Водяные рубашки блока и головок цилиндров Камаз-740 между собой сообщаются
посредством специальных отверстий в привалочных плоскостях, уплотняемых
резиновыми кольцами.
По всей высоте цилиндров сделаны протоки для охлаждающей жидкости, благодаря
чему обеспечивается интенсивный отвод тепла от гильз цилиндров, что обеспечивает
охлаждение поршней и поршневых колец и снижает температуру масла.
В блоке цилиндров Камаз-740 имеется система каналов для подвода масла на
центральный канал к подшипникам коленчатого и распределительного валов, деталям
привода механизма газораспределения (ГРМ), фильтру очистки масла, центробежному
фильтру и компрессору.
Гнезда в блоке Камаз-740 под коренные вкладыши растачиваются при установленных
крышках коренных опор, поэтому последние не взаимозаменяемы и устанавливаются в
строго фиксированном положении.
Крышки коренных опор к картерной части блока крепятся поперечными
болтами-стяжками, к переднему торцу блока прикреплена крышка, к заднему — картер
маховика, снизу блок закрыт поддоном, который одновременно служит емкостью для
системы смазки двигателя.
Расточка блока цилиндров Камаз-740 под вкладыши коренных подшипников
производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных подшипников не
взаимозаменяемы и устанавливаются в строго определенном положении.
На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация опор начинается с
переднего торца блока.
Параллельно оси расточек блока цилиндров Камаз-740 под подшипники коленчатого
вала выполнены расточки, в которые запрессованы и расточены втулки
распределительного вала увеличенной размерности по сравнению с втулками
серийного распределительного вала.
В картерной части развала блока цилиндров Камаз-740 прилиты направляющие
толкателей клапанов.
В переходный период освоения выпуска в составе двигателя Камаз-740 может быть
использован блок цилиндров с привертными направляющими толкателей, с втулками
распределительного вала увеличенной размерности, без увеличенных маслоканалов, с
моментами затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников:
-предварительная затяжка-95-120 Нм (9.6-12 кг/см);
-окончательная затяжка-206-230 Нм (21-23,5 кг/см);
-стяжные болты затягиваются моментом 81-91 Нм (8,2-9,2 кг/см).
Ближе к заднему торцу, между четвертым и восьмым цилиндрами, выполнена
перепускная труба полости охлаждения для улучшения циркуляции охлаждающей
жидкости. Одновременно она придает блоку еще и дополнительную жесткость.
С целью увеличения циркуляционного запаса масла, на двигатель Камаз-740
устанавливается масляный насос увеличенной производительности. Поэтому диаметры
масляных каналов в блоке цилиндров существенно увеличены.
В нижней части цилиндров Камаз-740 заодно с блоком отлиты бобышки под форсунки
охлаждения поршней.
С целью установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличены
площадка и выполнены два дополнительных крепежных отверстия, а также сливное
отверстие из фильтра.
Гильзы блока цилиндров дизельного
двигателя Камаз-740
Гильзы цилиндров Камаз-740 «мокрого» типа легкосъемные, изготовлены из чугуна
центробежным литьём и объемно закалены токами высокой частоты для повышения
износостойкости.
Внутренняя поверхность гильзы Камаз-740 обработана плосковершинным хонингованием
для получения редкой сетки впадин н площадок под углом к оси гильзы. Такая
обработка способствует удержанию масла во впадинах и лучшей прирабатываемости
гильз.
На конусной поверхности в нижней части, гильзы цилиндров Камаз-740 имеют
следующую маркировку: устанавливаемые на двигатели 740.11-240 и 740.14-300
7406.1002021, на двигатель 740.13-260 - 740.13-1002021. Центрирование гильзы в
гнездах блока осуществляется при помощи верхнего и нижнего наружных обработанных
поясов.
В верхней части гильза Камаз-740 имеет упорный бурт с выступами для установки на
упорный торец блока цилиндров и надежного уплотнения газового стыка с головкой
цилиндра.
Водяная полость между блоком и гильзой Камаз-740 уплотнена резиновыми кольцами
круглого сечения: в верхней части установлено одно кольцо под буртом в проточке
гильзы, в нижней части — два кольца в проточках блока.
Установка на двигатели Камаз-740 гильз с несоответствующей рекомендациям
маркировкой ведет к ускорению износа гильз и поршневых колец.
Зеркало гильзы Камаз-740 представляет собой редкую сетку впадин и площадок под
углом к оси гильзы. При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что
улучшает прирабатываемость деталей цилиндропоршневой группы.
В соединении гильза - блок цилиндров двигателя Камаз-740 полость охлаждения
уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено
кольцо в проточке гильзы, в нижней части - два кольца в расточки блока
цилиндров.
Клапана и головка блока цилиндров ГРМ
двигателя Камаз-740
Газораспределительный механизм (ГРМ) дизеля Камаз-740
1 - головка цилиндра; 2 - втулка направляющая; 3 - шайба пружин клапана; 4, 5 -
пружины клапана: 6 - манжета клапана; 7 - шайба; 8 - болт крепления головки: 9 -
тарелка пружин; 10 - втулка тарелки пружин; 11 - сухарь клапана; 12 - болт
крепления крышки; 13 - шайба; 14 - шайба виброизоляционная; 15 - крышка головки
цилиндра; 16 - коромысло клапана; 17 - стойка коромысел; 18 - прокладка крышки;
19 - штанга; 20 - ввертыш крепления впускного коллектора: 21 - ввертыш крепления
водяной трубы; 22 - прокладка уплотнительная: 23 - толкатель; 24 - распредвал:
25 - выпускной клапан; 26 - седло выпускное; 27 - гильза цилиндра; 28 - кольцо
газового стыка; 29 - блок цилиндров: А - тепловой зазор.
Механизм газораспределения (ГРМ) Камаз-740 - верхнеклапанный с нижним
расположением распредвала. Кулачки распредвала Камаз-740 в соответствии с фазами
газораспределения приводят в действие толкатели 23.
Штанги 18 сообщают качательное движение коромыслам 16, а они, преодолевая
сопротивление пружин 7 и 8, открывают клапаны 25. Закрываются клапаны под
действием силы сжатия пружин.
Распредвал Камаз-740 - стальной, кулачки и опорные шейки подвергнуты
термообработке ТВЧ; устанавливается в развале блока цилиндров на пяти
подшипниках скольжения, представляющих собой стальные втулки, залитые
антифрикционным сплавом.
Распределительный вал Камаз-740
1 - распредвал; 2 - корпус подшипника; 3 - шестерня; 4 - шпонка.
Диаметр втулок распределительного вала Камаз-740 на 6 мм больше по сравнению со
втулками двигателя 740.10. Распредвал Камаз-740 увеличенной размерности,
измененными фазами газораспределения и ходом клапанов по сравнению с
распредвалом двигателя 740.10. На задний конец распределительного вала
напрессована прямозубая шестерня 3.
Привод распредвала Камаз-740 осуществляется от шестерни коленчатого вала через
промежуточные шестерни. Шестерни стальные, штампованные с термообработанными
зубьями. Для обеспечения заданных фаз газораспределения шестерни при сборке
устанавливаются по меткам, выбитым на торцах.
От осевого перемещения распредвал Камаз-740 фиксируется корпусом 2 подшипника
задней опоры, который крепится к блоку цилиндров тремя болтами. Посадочный
диаметр корпуса подшипника задней опоры больше по сравнению с корпусом
подшипника двигателя 740.10.
Установка корпуса подшипника задней опоры распредвала двигателя Камаз-740.10 не
допустима, так как приведет к аварийному снижению давления масла в системе и
преждевременному выходу из строя двигателя.
Клапана Камаз-740 - устройство и
параметры
Клапана Камаз-740 из жаропрочной стали. Угол рабочей фаски клапанов 90°. Диаметр
тарелки впускного клапана 51,6 мм, выпускного - 46,6 мм, высота подъема
впускного клапана - 14,2 мм, выпускного - 13,7 мм.
Геометрия тарелок впускных и выпускных клапанов Камаз-740 обеспечивают
соответствующие газодинамические параметры впуска-выпуска газов и поэтому их
замена на клапаны двигателя 740.10 не рекомендуется.
Клапаны Камаз-740 перемещаются в направляющих втулках изготовленных из
металлокерамики. Для предотвращения попадания масла в цилиндр и снижения его
расхода на угар, на направляющих клапанов устанавливаются резиновые
уплотнительные манжеты.
Толкатели клапана Камаз-740 тарельчатого типа с профилированной направляющей
частью, изготовлены из стали с последующей наплавкой поверхности тарелки
отбеленным чугуном. Толкатель подвергнут химико-термической обработке.
Коромысла клапанов Камаз-740 стальные, штампованные, представляют собой
двуплечий рычаг, у которого отношение большого плеча к меньшему составляет 1.55.
Коромысла впускного и выпускного клапанов Камаз-740 устанавливаются на общей
стойке и фиксируются в осевом направлении пружинным фиксатором.
Коромысла клапанов 740.1 1-240, в отличие от коромысел двигателя 740.10, не
имеют бронзовой втулки. Направляющие толкателей отлиты заодно с блоком
цилиндров.
Штанги толкателей клапанов Камаз-740 стальные, пустотелые с запрессованными
наконечниками. Штанги на 3 мм короче штанг двигателя 740.10 и не взаимозаменяемы
с ними.
Стойка коромысел чугунная, её цапфы подвергнуты термической обработке ТВЧ.
Диаметр цапф на 2 мм больше по сравнению с цапфами стойки коромысел двигателя
740.10.
Пружины клапанов Камаз-740 винтовые, устанавливаются по две на каждый клапан.
Пружины имеют различные направления навивки. Диаметр проволоки наружной пружины
4,8 мм, внутренний - 3,5 мм.
Предварительно устанавливаемое усилие пружин 355 Н, суммарное рабочее - 821 Н.
Пружины взаимозаменяемы с пружинами двигателя мод. 740.10.
Головка цилиндров дизельного двигателя Камаз-740
Головка блока цилиндров Камаз-740 отдельные на каждый цилиндр, изготовлены из
алюминиевого сплава. Головка цилиндра Камаз-740 имеет полость охлаждения,
сообщающуюся с полостью охлаждения блока.
Для усиления днища головки Камаз-740 увеличена ее толщина в зоне выпускного
канала и выполнено дополнительное ребро по сравнению с головкой цилиндра
двигателя мод. 740.10.
Каждая головка блока Камаз-740 устанавливается на два установочных штифта,
запрессованные в блок цилиндров, и крепится четырьмя болтами из легированной
стали.
Один из установочных штифтов одновременно служит втулкой для подачи масла на
смазку коромысел клапанов. Втулка уплотнена резиновыми кольцами.
В головке блока цилиндров Камаз-740, по сравнению с головкой двигателя 740.10,
увеличено отверстие слива моторного масла из-под клапанной крышки в штанговую
полость. Окна впускного и выпускного каналов расположены на противоположных
сторонах головки цилиндров.
Впускной канал Камаз-740 имеет тангенциальный профиль для обеспечения
оптимального вращательного движения воздушного заряда, определяющего параметры
рабочего процесса и экологические показатели двигателя, поэтому замена на
головки цилиндров двигателя 740.10 не допускается.
В головку блока цилиндров Камаз-740 запрессованы чугунные седла и
металлокерамические направляющие втулки клапанов. Седла клапанов имеют
увеличенный натяг в посадке по сравнению с седлами двигателя 740.10, и
фиксируются острой кромкой.
Выпускное седло и клапан Камаз-740 профилированы для обеспечения меньшего
сопротивления выпуску отработавших газов. Применение выпускного клапана 740.10
не рекомендуется.
Стык "головка цилиндра - гильза" Камаз-740 (газовый стык) - беспрокладочный. В
расточенную канавку на нижней плоскости головки запрессовано стальное
уплотнительное кольцо 3.
Посредством этого кольца головка цилиндра Камаз-740 устанавливается на бурт
гильзы. Герметичность уплотнения обеспечивается высокой точностью обработки
сопрягаемых поверхностей уплотнительного кольца и гильзы цилиндра 5.
Уплотнительное кольцо дополнительно имеет свинцовистое покрытие для компенсации
микронеровностей уплотняемых поверхностей.
Газовый стык Камаз-740
1 - головка цилиндра; 2 - кольцо уплотнительное перепуска охлаждающей жидкости;
3 - кольцо газового стыка; 4 - прокладка-заполнитель; 5 - гильза цилиндра; 6 -
кольцо уплотнительное; 7 - прокладка уплотнительная; 8 - блок цилиндров; 9 -
экран.
Для уменьшения вредных объемов в газовом стыке установлена фторопластовая
прокладка - заполнитель 4. Прокладка - заполнитель фиксируется на выступающем
пояске кольца газового стыка за счет обратного конуса с натягом.
Применение прокладки заполнителя снижает удельный расход топлива и дымность
отработавших газов. Прокладка-заполнитель разового применения.
Для уплотнения перепускных каналов охлаждающей жидкости в отверстия днища
головки блока цилиндров Камаз-740 установлены уплотнительные кольца 2 из
силиконовой резины.
Пространство между головкой и блоком Камаз-740, отверстия стока моторного масла
и отверстия прохода штанг уплотнены прокладкой 7 головки цилиндра из
термостойкой резины.
При сборке двигателя Камаз-740 болты крепления головки цилиндра следует
затягивать в три приема в порядке возрастания номеров, указанном на рисунке.
Последовательность величины моментов затяжки должны быть:
1 прием - до 39-49 Нм (4-5 кг/см);
2 прием - до 98-127 Нм (10-13 кг/см);
3 прием - до 186-206 Нм (19-21 кг/см).
Перед ввертыванием смазать резьбу болтов слоем графитовой смазки.
После затяжки болтов необходимо отрегулировать зазоры между клапанами и
коромыслами Камаз-740. Клапанный механизм закрыт алюминиевой крышкой. Для
шумоизоляции и уплотнения стыка крышка - головка цилиндра применены
виброизоляционная шайба и резиновая уплотнительная прокладка.
Болты крепления крышек головок блока цилиндров Камаз-740 затянуть с крутящим
моментом 12,7-17.6 Нм (1,3-1,8 кг/см).
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Автокраны
- Краны манипуляторы
- Автогрейдеры ДЗ-122,143
- Экскаватор ЕК-14
- Ремонт грузовиков Камаз
- Ремонт грузовиков МАЗ
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Регулировка двигателя Д-180
- Трансмиссия Т-170
- Сборка КПП Т-170, Т-130
- Регулировка муфты сцепления Т-170
- Гидравлическая и навесная системы Т-170
- Главная передача Т-170, Т-130
- ТНВД дизеля Д-160
- Сервомеханизм муфты сцепления Т-130, Т-170
- Бортовые фрикционы Т-130
- Бортовой редуктор трактора Т-130
- Механизм управления поворотом Т-130
- Гидромеханическая передача ТО-18/ТО-18Б
- Гидросистема ГМП ТО-18/ТО-18Б Амкодор
- Гидравлическая система ТО-18
- Компоненты гидросистемы ТО-18/ТО-18Б Амкодор
_______________________________________________________________________________________
- Устройство реечных и поворотных гидроцилиндров
- Разновидности насосов объемного гидропривода
- Роторные винтовые насосы - Конструкция и принцип работы
- Характеристики и устройство шестеренчатых насосов
- Схема управления насосом в закрытой гидравлической системе
- Устройство гидрораспределителя с пропорциональным управлением
- Гидросистемы спецтехники - эксплуатация и обслуживание
- Применение гидростатических трансмиссий для спецтехники
- Применение картриджных электроуправляемых клапанов
- Устройство и схемы картриджных вставных гидравлических клапанов
- Характеристики ввертных гидравлических картриджных клапанов
- Схемы работы клапана последовательности и редукционного клапана
- Регулятор гидравлических насосов с переменным рабочим объемом
- Система Load Sending для регулируемых насосов
- Гидрораспределители - Системы управления
- Схемы управления рабочими гидравлическими узлами спецтехники