Грузовые автомобили и спецтехника. Техническое и сервисное обслуживание. Ремонт и эксплуатация.


_______________________________________________________________________________________

Устройство колесного экскаватора ЕК-14, ЕК-12 Твэкс

Пневмоколесный ход экскаватора ЕК-12, ЕК-14

Ход пневмоколесный экскаватора Твэкс ЕК-12, ЕК-14 включает в себя следующие составные части: ходовую раму с опорно-поворотным устройством, откидные опоры и опору-отвал; коробку перемены передач, передний и задний мосты, связанные карданными валами; механизм управления поворотом колёс; центральный коллектор, соединённый трубопроводами с гидромотором коробки перемены передач, гидроцилиндрами откидных опор и гидроцилиндрами опоры-отвала, а также с агрегатами системы пневмоуправления (воздушным встpоенным pесивеpом, тормозами колёс, стояночным тормозом, механизмом переключения передач).



Рис. 1. Ход пневмоколесный ЕК-12, ЕК-14 Твэкс

1 – установка отвала; 2 – водило; 3 – палец; 4 – управление поворотом колес; 5 – рама ходовая; 6 - опорно-поворотное устройство; 7 – центральный коллектор; 8 – пневмоуправление на ходовой раме; 9 - задний мост (приводной неуправляемый); 10 – опора откидная; 11 – коробка перемены передач; 12 - карданный вал; 13 – передний мост (приводной управляемый; 14 – колесо с шиной.

Опорно-поворотное устройство экскаватора ЕК-12, ЕК-14

В качестве опорно-поворотного устройства на экскаваторе применена поворотная роликовая однорядная опора подшипникового типа с зубьями внутреннего зацепления.

Опора состоит из верхней 5 и нижней 7 полуобойм, а также зубчатого венца 2, поверхности которых служат дорожками качения для цилиндрических роликов 4. Торцы любых двух соседних роликов обращены в сторону разных пар дорожек качения (на венце 2 - две дорожки, на полуобоймах 5 и 7 - по одной).

При установке на экскаватор венец 2 соединяется болтами 3 с ходовой рамой 10, а полуобоймы 5 и 7 болтами 8 скрепляются друг с другом и с поворотной платформой 1, благодаря чему платформа имеет возможность поворачиваться относительно ходовой рамы на любой угол.

По результатам селективной сборки ОПРУ завод изготовитель может установить между полуобоймами комплект регулировочных прокладок 6.

Смазка роликов и дорожек качения полуобойм и венца производится через пресс-масленки 11, установленные равномерно по наружной цилиндрической поверхности опоры.

Для предохранения вытекания смазки между венцом и полуобоймами установлены манжеты 9.



Рис. 2. Опорно-поворотное устройство ЕК-12, ЕК-14 Твэкс

1 - поворотная платформа; 2 - зубчатый венец; 3, 8 - болты; 4 - цилиндрический ролик; 5 - верхняя полуобойма; 6 - комплект прокладок; 7 - нижняя полуобойма; 9 - манжета; 10 - ходовая рама; 11 - пресс-масленка.

Коробка передач КПП ЕК-12, ЕК-14

Коробка перемены передач (КПП) ЕК-12, ЕК-14 предназначена для передачи крутящего момента от гидромотора к ведущим мостам, переключения передач, включения и выключения переднего моста и предотвращения самопроизвольного начала движения экскаватора (включения стояночного тормоза).

В состав КПП ЕК-12, ЕК-14 входят: гидромотор, двухступенчатая зубчатая передача, механизм переключения передач, стояночный тормоз.

В мостах экскаватора применены пневматические колодочные тормоза.

Зубчатая передача экскаватора ЕК-12, ЕК-14

Шестерня 7 (рис. 19), закрепленная на выходном валу гидромотора 5, передает крутящий момент шестерни 21. Шестерня 24, установленная на подшипниках 23 на валу 22 вторым наружным зубчатым венцом, находится в постоянном зацеплении с шестерней 9, закрепленной на валу-шестерне 10. Вал-шестерня 10 находится в зацеплении с шестерней 19, установленной на подшипниках 20 на валу 22.



Рис. 3. Коробка перемены передач ЕК-12, ЕК-14 Твэкс

1 - фланец; 2 - вал-полумуфта; 3, 16 - манжеты; 4, 8, 11, 18, 20, 23, 25 - подшипники; 5 - гидромотор; 6, 28 - корпус; 7, 9, 19, 24, 26 - шестерни; 10 - вал-шестерня; 12, 17, 29 - крышки; 13 - шкив тормозной; 14 - колодка тормозная; 15 - палец; 21, 27 - полумуфты; 22 - вал.

Вал 22 и вал-шестерня 10 установлены на подшипниках в расточках корпуса 6.

Крутящий момент передается валу 22 через полумуфту 21, имеющую возможность перемещаться по шлицам вдоль оси этого вала, входя в зацепление с внутренними зубчатыми венцами либо шестерни 24, либо шестерни 19, включая при этом соответственно 2-ю или 1-ю передачи.

На одном из концов вала 22 установлена шестерня 26, по зубчатому венцу которой может перемещаться полумуфта 27.

При работе гидромотора 5 крутящий момент постоянно передается на задний мост экскаватора, передний же мост может быть либо включен, либо отсоединен от выходного вала 22.

Для включения переднего моста необходимо ввести полумуфту 27 в зацепление с шестерней 26, жестко закрепленной на конце вала 22.

Управление перемещением полумуфты 21 и полумуфты 27 осуществляется механизмом переключения передач и включения моста нажатием на кнопку выключателя, установленную в кабине.

Включение переднего моста происходит одновременно с включением 1-й передачи, выключение моста - одновременно с включением 2-й передачи.

Механизм переключения передач и включения переднего моста ЕК-12, ЕК-14



Рис. 4. Механизм переключения передач экскаватора ЕК-14

1 - вал; 2,4 - шестерни; 3 - полумуфта; 5 - рычаг; 6 - ось; 7 - шайба; 8 - шплинт; 9 -вилка; 10, 11, 12, 13, 17 - гайки; 14 - кронштейн; 15 - вилка;16 - шток; 18 - пневмокамера.

Механизм переключения передач экскаватора ЕК-12, ЕК-14 и включения переднего моста (рис. 4) смонтирован на кронштейне, установленном на корпусе  КПП.

Рычаг 5 связан одним плечом через шток 16 с пневмокамерой 18; другое плечо рычага соединено с валиком, на котором установлены вилки, перемещающие зубчатую полумуфту и шестерню.

При отсутствии давления воздуха в пневмокамере 18 полумуфта и шестерни находятся в положении, соответствующем включению переднего моста и 1-й передачи. При подаче давления в пневмокамеру 18 шток 16 поворачивает рычаг 5, который перемещает валик.

При этом первая вилка переводит шестерню в положение, соответствующее 2-й передаче, а вторая вилка - полумуфту в положение, при котором передний мост выключен.

После прекращения действия воздуха пружина возвращает шток 16, рычаг 5 и валик в исходное положение.

Стояночный тормоз колесного экскаватора ЕК-12, ЕК-14



Рис. 5. Стояночный тормоз ЕК-12, ЕК-14

1 - тормозной рычаг; 2 - вилка; 3,4,5, - гайки; 6 - шток; 7 - пружина; 8 -кронштейн; 9 – пневмокамера; 10 - корпус КПП.

Стояночный тормоз экскаватора ЕК-12, ЕК-14 – постоянно замкнутого типа с пневмоэлектрическим управлением из кабины.

Стояночный тормоз крепится к корпусу 10 (рис. 5) на кронштейне 8. При отсутствии давления в пневмокамере 9 пружина 7 прижимает колодки рычагом 1 к тормозному шкиву 13 (рис. 3) – тормоз включен.

На рис. 5 тормозной шкив не показан. Давление воздуха, подаваемого в пневмокамеру 9 (рис. 5), выдвигает шток 6, который поворачивает рычаг 1, в результате чего колодки отходят от тормозной поверхности шкива, и тормоз выключается.

Включать тормоз следует только на стоянках и при перевозке экскаватора на различных транспортных средствах.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________