Грузовые автомобили и спецтехника. Техническое и сервисное обслуживание. Ремонт и эксплуатация.


_______________________________________________________________________________________

Механизм повоpота экскаватора ЕК-14, ЕК-12

Поворот платформы экскаватора ЕК-12, ЕК-14 Твэкс осуществляется низкомоментным аксиально-поршневым гидромотором с двухступенчатым планетарным редуктором, увеличивающим крутящий момент и уменьшающим частоту вращения поворотной платформы.

На выходном валу гидромотора 13 жестко закреплена солнечная шестерня 14, находящаяся в постоянном зацеплении с сателлитами 9. Сателлиты обкатываются по верхним внутренним зубьям зубчатого венца корпуса 18, приводя во вращение водило 8 и вал.

На валу жестко закреплена солнечная шестерня 17, находящаяся в постоянном зацеплении с сателлитами 7, которые обкатываются по нижним внутренним зубьям зубчатого венца корпуса 18, приводя во вращение водило 6 и вал 23.

Обе планетарные передачи самоустанавливающиеся.



Рис. 11. Механизм поворота экскаватора ЕК-12, ЕК-14

1 - вал-шестерня; 2 - кольцо уплотни-тельное; 3, 5, 16 - подшипники; 4 -манжета; 6, 8 - водило; 7, 9 - сателлиты; 10, 20 - пробки; 11 - крышка; 12, 15, 19 - кольца; 13 - гидромотор; 14, 17 - шестерни солнечные; 18, 21 - корпуса; 22 - масленка.

Вал 23 установлен в корпусе 21 на сдвоенных радиально-сферичеких подшипниках 3 и 5. На конце вала жестко закреплена шестерня 1, которая, обкатываясь по внутреннему зубчатому венцу опорно-поворотного устройства, заставляет платформу поворачиваться относительно пневмоколесного ходового устройства экскаватора.

Корпус планетарного редуктора механизма поворота экскаватора ЕК-12, ЕК-14 состоит из трех частей (крышки 11, корпуса 18 и корпуса 21), соединенных болтами.

Для смазки подшипников и зубчатых зацеплений в крышке 11 предусмотрено заливное отверстие, закрываемое пробкой-сапуном 10. Количество заправленного масла контролируется по отверстию, которое закрывается пробкой в корпусе 18.

Для слива отработанного масла предусмотрены отверстия, закрываемые пробками 20 и 22.

Кабина и капот колесного экскаватора ЕК-12, ЕК-14

На экскаваторе ЕК-12, ЕК-14 Твэкс устанавливается цельнометаллическая шумотермоизолированная кабина. Верхнее лобовое стекло кабины с рамкой и стеклоочистителем может быть убрано под крышу кабины и зафиксировано в этом положении.

Нижнее лобовое стекло может быть снято. Дверь снабжена замком. На левой наружной стенке кабины имеется фиксатор для удержания двери в открытом положении.

Пол покрыт виброизолирующим ковриком. Кабина оборудована подрессоренным сиденьем, с изменяемым наклоном спинки. Положение сиденья регулируется по глубине, а вместе с подставкой - по высоте.

Возможно регулирование жёсткости подвески сиденья, в зависимости от веса оператора, за счёт поворота рычага, располагающейся под подушкой сиденья спереди по центру.

Капот экскаватора ЕК-12, ЕК-14 Твэкс состоит из съемных блоков, имеющих откидные дверцы и панели для облегчения доступа к агрегатам и механизмам на поворотной платформе при техническом обслуживании и текущем ремонте.

Силовая установка ЕК-12, ЕК-14

Силовая установка предназначена для привода всех механизмов и систем экскаватора ЕК-12, ЕК-14.

Силовая установка ЕК-12, ЕК-14 состоит из двигателя; насосного агрегата; водяного радиатора, расположенного в одном блоке с охладителем наддувочного воздуха; топливной системы; глушителя выхлопа; пневмокомпрессора и воздушного фильтра.

Засоренность воздушного фильтра определяется по индикатору засоренности, установленному между воздушным фильтром и двигателем. Появление красной окраски индикатора означает необходимость проведения технического обслуживания воздушного фильтра.

Двигатель экскаватора ЕК-12, ЕК-14 крепится к поворотной платформе на резиновых амортизаторах.

На конце коленчатого вала (спереди) установлен шкив клиноременной передачи, от которого приводится вентилятор водяного радиатора, генератор и пневмокомпрессор. Пневмокомпрессор предназначен для питания пневмосистемы экскаватора.

К картеру маховика двигателя ЕК-12, ЕК-14 через переходник крепится насосный агрегат.

Управление подачей топлива производится из кабины рычагом управления, соединенным тросиком с рычагом на регуляторе топливного насоса.

Для снижения уровня шума двигателя к фланцу выхлопного коллектора двигателя крепится глушитель.

Рабочее оборудование экскаватора ЕК-12, ЕК-14

Конструкция экскаватора ЕК-12, ЕК-14 предусматривает возможность использования различных видов сменных рабочих органов, в том числе: ковша обратной лопаты, грейферного оборудования, гидромолота, гидравлических ножниц, измельчителя бетона.

На основании запросов потребителей завод - изготовитель постоянно работает над созданием новых видов и типоразмеров рабочего оборудования и сменных рабочих органов.

Обратная лопата экскаватора ЕК-12, ЕК-14

Обратная лопата ЕК-12, ЕК-14 Твэкс - основной вид рабочего оборудования экскаватора - предназначена для выполнения широкого круга землеройных погрузочных и других работ.

Обратная лопата ЕК-12, ЕК-14 состоит из стрелы 1, рукояти 3, сменного рабочего органа 6, механизма привода ковша 5, гидроцилиндров 2, 4 и 7, коронка, а также системы трубопроводов и рукавов высокого давления, связывающих гидроцилиндры с гидросистемой экскаватора.

Коронка относится к быстроизнашиваемым деталям.

Поворот стрелы, рукояти и рабочего органа ЕК-12, ЕК-14 осуществляется соответствующими гидроцилиндрами.

К сменным рабочим органам обратной лопаты относятся ковши различной вместимости и назначения.



Рис. 12. Рабочее оборудование обратная лопата ЕК-12, ЕК-14

1 - стрела; 2, 4, 7 - гидроцилиндры; 3 - рукоять; 5 - механизм привода ковша; 6 – ковш; 8 - коронка.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________