Грузовые автомобили и спецтехника. Техническое и сервисное обслуживание. Ремонт и эксплуатация.


_______________________________________________________________________________________

Клапаны и гидроцилиндры экскаватора ЕК-14, ЕК-12 Твэкс

Гидроклапан противообгонный ЕК-12, ЕК-14



Рис. 23. Гидроклапан противообгонный

1, 14 - болт; 2, 15 - шайба; 3, 13 - крышка; 4, 6 - кольцо; 5 - шарик; 7 - золотник; 8 - корпус;9, 11 - опора пружины; 10 -пружина; 12 - кольцо стопорное; 16 -
переливной клапан; 17 - заглушка.

Гидроклапан противообгонный входит в состав гидромотора хода немецкой фирмы «Bosch-Rexroth».

Блок переливных клапанов ЕК-12, ЕК-14

Блок переливных клапанов предназначен для защиты гидромотора поворотной платформы от перегрузок и снижения динамических нагрузок в начале движения и при остановке.



Рис. 24. Блок переливных клапанов

1 - кольцо; 2 - корпус; 3 – гидроклапан предохранительный; 4 - заглушка; 5 – штуцер.

Блок состоит из корпуса 2, двух штуцеров 5, двух заглушек 4 и двух предохранительных клапанов 3.

В случае повышения давления в напорной линии до давления настройки клапана указанные клапаны открываются и отводят рабочую жидкость из напорного канала в сливной канал гидрораспределителя и далее на слив в гидробак. После падения давления в напорной линии клапан закрывается.

Буксировочный кран ЕК-12, ЕК-14

Буксировочный кран ЕК-12, ЕК-14 устанавливается на фланце гидромотора механизма поворота с целью объединения полостей гидромотора на время буксировки экскаватора тягачом.

Для объединения полостей гидромотора ЕК-12, ЕК-14 необходимо вывернуть запорный винт 2 на два-три оборота, после чего законтрить его гайкой 1.



Рис. 25. Буксировочный кран ЕК-12, ЕК-14

А, В - отверстия крана, связанные с полостями гидромотора механизма поворота.

1 -гайка; 2 - запорный винт; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - корпус; 5 - шарик.

Пневмогидравлический клапан ЕК-12, ЕК-14

Пневмогидравлический клапан ЕК-12, ЕК-14 применен в гидроприводе опор экскаватора в качестве двухпозиционного гидрораспределителя с пневмоуправлением. При отсутствии давления в линии пневмоуправления Х золотник 3 пружинами 2 и 4 устанавливается в положение, при котором гидравлические линии А и В соединены между собой. При подаче давления воздуха золотник 3 отсекает линию А от линии В.



Рис.26. Пневмогидравлический клапан

А, В - гидролинии; Х - линия пневмоуправления1 - втулка; 2, 4 - пружины; 3 - золотник; 5 - штуцера; 6, 9 - уплотнительные кольца; 7 - крышка; 8 - корпус; 10 - стакан; 11 - поршень; 12 - манжета.

Гидроцилиндры экскаватора ЕК-12, ЕК-14

На экскаваторе ЕК-12, ЕК-14 используются гидроцилиндры, различающиеся по конструкции, номинальному и максимально допустимому рабочему давлению, диаметрам штока и поршня, ходу поршня.

Все гидроцилиндры ЕК-12, ЕК-14 состоят из следующих основных частей: сварного корпуса, штока, поршня, передней крышки, уплотнительных устройств. Подвод рабочей жидкости осуществляется по трубопроводам, присоединяемых к корпусу цилиндров с помощью фланцевых или резьбовых соединений.

Поршень делит внутреннее пространство цилиндра на две не сообщающиеся между собой полости: поршневую и штоковую (стороны нахождения штока).



Рис. 27. Гидроцилиндр ЕК-12, ЕК-14

1 - проушина; 2, 17 - винты; 3 - грязесъемник, кольцо; 4 - гайка наружная; 5 - кольцо; 6 - манжета уплотнительная штока; 7 - букса; 8, 15 - кольцо защитное, кольцо; 9, 11 - опорно-направляющее кольцо; 10 - цилиндр; 11 - шток; 13 - уплотнение поршня; 14 - поршень; 16 - гайка.



Рис. 28. Гидроцилиндр ЕК-12, ЕК-14

1, 23 - штоки сварные; 2 - грязесъемник; 3 - гайка внутренняя; 4, 17, 24, 25 - кольца; 5 - винт; 6 - уплотнительная манжета штока; 7 - кольцо штока; 8, 20 - буксы; 9, 14, 18, 21 - кольца защитные; 10 - цилиндр сварной; 11 - поршень левый; 12 - кольцо поршня опорно направляющее; 13 - уплотнение поршня; 15 - поршень правый; 16 - гайка; 19 - манжета; 22, 26 - поршни.

В процессе работы одна полость гидроцилиндра соединяется с напорной, а другая - со сливной магистралью гидросистемы экскаватора. Под действием разницы давления рабочей жидкости в этих магистралях происходит движение штока.

Для установки гидроцилиндров на экскаватор ЕК-12, ЕК-14 в проушинах штока и корпуса устанавливаются шарнирные подшипники.

Дроссель с обратным клапаном ЕК-12, ЕК-14

Дроссель с обратным клапаном, установленный на трубопроводе механизма подъема рукояти, служит для ограничения скорости опускания рукояти.

Конструкция дросселя ЕК-12, ЕК-14 позволяет пропускать свободно поток через обратный клапан 2 от распределителя и ограничивать поток в обратном направлении. Изменением положения корпуса поворотного 3 относительно корпуса 1 устанавливается определенное сечение проходного отверстия, определяющее необходимую скорость опускания рукояти.



Рис. 29. Дроссель с обратным клапаном

1 – корпус; 2 – клапан; 3 – корпус поворотный; 4 – кольцо 060-065-30-2-3 ГОСТ 18829-73.

Гидравлический рулевой механизм ЕК-12, ЕК-14

Гидравлический рулевой механизм ЕК-12, ЕК-14 (гидроруль) служит для управления потоком рабочей жидкости и распределения его между гидроцилиндрами поворота.



Рис.30. Гидроруль НДМ 80

В качестве гидроруля применяется насос-дозатор моноблочный НДМ 80-У250-8-У (рис. 30), который представляет собой сблокированный с насосом-мотором следящий гидрораспределитель. Входным сигналом для него является вращение рулевого колеса. Объем рабочей жидкости, подаваемой от
насоса-дозатора к гидроцилиндру поворота колес, пропорционален углу поворота рулевого колеса.

Гидроруль НДМ 80 выполнен:

- со встроенным усилителем потока - при работе без питающего насоса имеет уменьшенную подачу, равную номинальному рабочему объему, обеспечивая возможность управления экскаватором в аварийном режиме;

- «с открытым центром» - при отсутствии управляющего воздействия на рулевое колесо свободно пропускает рабочую жидкость от питающего насоса на слив;

- «без реакции» - воздействие дороги на колеса не передается на руль.

Гидроруль НДМ-80 экскаватора ЕК-12, ЕК-14 снабжен встроенными клапанами, которые выполняют следующие функции:

- предохранительный – защиту питающего насоса от перегрузки по давлению;

- обратный – предотвращение вытекания рабочей жидкости при обрыве трубопровода питания;

- противоударные – защиту гидросистемы от скачков давления в результате ударных воздействий дороги на колеса;

- противовакуумные – подпитку противоположной полости гидроцилиндра при срабатывании противоударного клапана и предотвращение кавитации.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________