Грузовые автомобили и спецтехника. Техническое и сервисное обслуживание. Ремонт и эксплуатация.

Рулевое управление автогрейдера ДЗ-98

Рулевое управление автогрейдера ДЗ-98 - гидростатического типа, работает как независимый контур гидросистемы автогрейдера, имея с ней общий гидробак 4 (рис.31) и заборную трубу 8.



Рис. 31. Рулевое управление автогрейдера ДЗ-98

1- гидроцилиндр; 2- поперечная тяга; 3- предохранительный клапан; 4- гидробак; 5- нагнетательный трубопровод; б- сервомеханизм; 7- насос НШ-50; 8- заборная труба; 9- гидроруль; 10- наконечник тяги; 11- поворотный кронштейн переднего моста; 12- штуцер; 13- уплотнительное кольцо; 14-шток; 15- манжета; 16- поршень; 17- упор; 18-корпус уплотнителя; 19- шаровой палец; 20-стопорная шайба; 21- шевронная манжета; 22- упорная шайба; 23- чистик; 24- крышка цилиндра

Шестеренным насосом НШ-50 (поз.7) рабочая жидкость подается в гидроруль 9.

Гидроруль обеспечивает, в зависимости от направления поворота установленного на нем рулевого колеса, подачу жидкости в одну из полостей гидроцилиндра 1 поворота колес и слив жидкости из другой полости.

При этом шток гидроцилиндра 1 поворачивает правый поворотный кронштейн переднего моста, одновременно с которым при помощи поперечной тяги 2 поворачивается и левый поворотный кронштейн.

Вместе с поворотными кронштейнами происходит поворот передних колес автогрейдера ДЗ-98.

Поперечная тяга 2 соединяет поворотные кронштейны 11 переднего моста при помощи шаровых шарниров.

Устранение люфтов в шарнире осуществляется с помощью гайки, которую затягивают до упора, а затем отпускают настолько, чтобы можно было ее зашплинтовать.

Поперечная тяга автогрейдера ДЗ-98 выполнена регулируемой для установления требуемого размера схождения колес.

Схождение колес проверяется на ровной площадке, при этом колеса устанавливаются в положение для прямолинейного движения.

Схождение колес определяется как разность размеров между внутренними торцами ободов сзади и спереди на высоте оси колес.

Размер по бортам ободов спереди должен быть на 1,5-2,5 мм меньше размера сзади.

Гидроруль (рулевой механизм) автогрейдера ДЗ-98

Гидроруль 9 служит для уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте передних колес автогрейдера ДЗ-98.

Применяется гидроруль одной из следующих моделей:

- механизм рулевой гидравлический У245006-00-01;

- насос-дозатор моноблочный НДМ 200-У600.

Гидроруль У245006 (рис.32) состоит из трех элементов: распределительного блока, планетарного редуктора и гидромотора обратной связи.



Рис.32. Механизм рулевой гидравлический У245006

1,24- игольчатые подшипники; 2,6- крышки; 3- штифт; 4- бандаж; 5- вал; 7,13- подшипники; 8- сателлит; 9- кардан; 10- пружина; 11- палец; 12- вал; 14- корпус; 15- золотник; 16- втулка; 17- подпиточный клапан; 18- коронная шестерня; 19- валик; 20- штифт; 21- корпус гидромотора; 22,23- шестерни; 25- болт

Распределительный блок гидроруля У245006 автогрейдера ДЗ-98 состоит из корпуса 14, золотника 15, вала 12, закрепленного на подшипнике 13.

В центральном отверстии золотника 15 находится втулка 16.

Втулка имеет возможность проворачиваться без осевого перемещения относительно золотника.

В нижней части втулки имеются эвольвентные шлицы, в верхней - два направляющих паза, в которые входит палец 11, соединяющий вал с втулкой.

Между валом и втулкой установлена пружина 10 установки золотника в исходное положение.

Планетарный редуктор гидроруля У245006 автогрейдера ДЗ-98 состоит из коронной шестерни 18, сателлита 8, закрепленного на эксцентриковом валу 5 гидромотора.

Распределительный блок соединен с планетарным редуктором карданом 9, зубчатые венцы которого одной стороной входят в зацепление с втулкой 16, а другой - с сателлитом 8.

Гидромотор обратной связи состоит из корпуса 21, центральной шестерни 22, трех периферийных шестерен 23, установленных на валиках 19.

Центральная шестерня конусным штифтом 20 связана с эксцентриковым валом 5 гидромотора.

В верхней 6 и нижней 2 крышках гидромотора размещены подшипники 7 и игольчатые подшипники 1 и 24.

Бандаж 4 обеспечивает герметичность гидромотора. Три штифта 3 обеспечивают сборку и центрирование гидромотора.

Все три элемента стягиваются шестью болтами 25.

Подключение гидроруля У245006 к гидросистеме рулевого управления грейдера ДЗ-98 осуществляется посредством четырех резьбовых отверстий на корпусе распределительного блока гидроруля: Н - напор, СЛ - слив, Л и П - соответственно левая и правая рабочие полости исполнительного гидроцилиндра.

Работа гидроруля У245006 автогрейдера ДЗ-98

В среднем положении золотника рабочая жидкость, подаваемая насосом питания в подвод Н гидроруля У245006, поступает по каналам распределительного блока на слив в бак. Все остальные каналы заперты.

При повороте вала 12 гидроруля У245006 в одну из сторон, золотник 15 под воздействием пальца 11 на направляющие пазы втулки 16 смещается в осевом направлении, плавно перекрывая своими кромками канал распределительного блока, соединяющий отверстия Н и СЛ.

При этом рабочая жидкость направляется через гидромотор обратной связи в одну из полостей исполнительного гидроцилиндра.

Вытесняемая из противоположной полости жидкость сливается в гидробак.

Эксцентриковый вал 5 гидромотора потоком жидкости, поступающей в гидромотор и далее в исполнительный гидроцилиндр, приводится во вращение и через планетарный редуктор (понижение частоты вращения в 15,5 раза) карданом 9 поворачивает втулку 16 в сторону вращения вала 12 гидроруля, стремясь сместить ее, а следовательно, и золотник, в осевом направлении в исходное положение по направляющим пазам втулки.

При остановке вращения вала гидроруля У245006 и его удержании происходит осевое смещение золотника в сторону исходного положения до момента снижения давления в системе до величины, меньшей внешней нагрузки, и прекращение поворота машины.

При отпускании рулевого колеса автогрейдера ДЗ-98 под действием пружины 10 золотник возвращается в исходное положение и направляет рабочую жидкость от насоса на слив.

Насос-дозатор НДМ 200-У600 автогрейдера ДЗ-98

Гидроруль НДМ 200-У600 автогрейдера ДЗ-98 (рис.33) представляет собой сблокированный с насосом-мотором следящий гидрораспределитель, входным сигналом для которого является вращение рулевого колеса ДЗ-98.



Рис.33. Насос-дозатор НДМ 200-У600 автогрейдера ДЗ-98

1- регулировочный винт предохранительного клапана; 2- регулировочный винт противоударных клапанов; P- напор; Т- слив; А- поршневая полость гидроцилиндра (поворот вправо); В- штоковая полость гидроцилиндра (повороти влево)

Объем рабочей жидкости, подаваемой от насос-дозатора НДМ 200-У600 к гидроцилиндру ДЗ-98 поворота колес, пропорционален углу поворота рулевого колеса.

Для подсоединения к гидросистеме насос-дозатор НДМ 200-У600 грейдера ДЗ-98 имеет на корпусе четыре резьбовые отверстия: Р, Т, А и В.

При работающем питающем насосе за счет встроенного усилителя потока гидроруля 200-У600 обеспечивает увеличенную подачу рабочей жидкости по сравнению со своим номинальным рабочим объемом.

В аварийном режиме, при отсутствии потока рабочей жидкости от питающего насоса, насос-дозатор работает как ручной насос, приводимый вращением рулевого колеса, и обеспечивает уменьшенную подачу, равную своему номинальному рабочему объему.

Таким образом сохраняется возможность управления автогрейдером ДЗ-98 в аварийном режиме.

Насос-дозатор НДМ 200-У600 выполнен:

- "с открытым центром" - при отсутствии управляющего воздействия на рулевое колесо свободно пропускает рабочую жидкость от питающего насоса на слив;

- "без реакции" - воздействие дороги на колеса не передается на руль.

Насос-дозатор НДМ 200-У600 грейдера ДЗ-98 снабжен встроенными клапанами, которые выполняют следующие функции:

- предохранительный - защиту питающего насоса от перегрузки по давлению;

- обратный - предотвращение вытекания рабочей жидкости при обрыве трубопровода питания;

- противоударные - защиту гидросистемы ДЗ-98 от скачков давления в результате ударных воздействий дороги на колеса;

- противовакуумные - подпитку противоположной полости гидроцилиндра при срабатывании противоударного клапана и предотвращение кавитации.

Давление настройки предохранительного клапана 16 ±0,5 МПа (160 ± 5 кгс/см2), противоударных клапанов - 21 МПа (210 кгс/см2).

Вращением винта 1 (рис.33) регулируется предохранительный клапан. Вращением винта 2 регулируются одновременно оба противоударных клапана.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________