Грузовые автомобили и спецтехника. Техническое и сервисное обслуживание. Ремонт и эксплуатация.

Ведущий задний мост автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143

Мостами называются ходовые устройства с ведущими колесами и элементами трансмиссии, на которые опирается рама автогрейдера. У автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 ведущими являются задние две пары колес. Поэтому считается, что они оборудованы задним ведущим мостом.

У тяжелых автогрейдеров ДЗ-98 все колеса ведущие, следовательно, они имеют задние и передний ведущие мосты. Причем задний ведущий мост легких и средних автогрейдеров снабжен балансирной подвеской каждой боковой пары колес, а у тяжелых автогрейдеров сзади установлены два обособленных ведущих моста, объединенных одной подвеской.

Задний ведущий мост автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 с балансирами. Изготовлен од­ним блоком и содержит узел главной передачи А (рис. 1) и балансиры Б с бортовыми редукторами и ступицами В колес.



Рис. 1. Задний мост автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 с балансирами



А — главная передача; Б — балансир; В — ступица колеса; 1, 3, 5, 12, 13, 18, 26, 27, 31 — конические подшипники качения; 2, 11, 14 — регулировочные прокладки; 4, 7, 33, 34 — цилиндрические губчатые колеса; в, 10, 17, 32 — валы; 19. 20— коническая пара; 8, 16—бронзовые втулки; 9, 15 — чулки; 21 —
регулировочный винт; 22 — фланец; 23 — корпус балансира; 24 — тормозное устройство; 25 — ступица; 28 — тормозной барабан; 29 — диск; 30 — стакан

Главная передача ДЗ-122, ДЗ-143. Предназначена для передачи вращения от продольного вала на поперечный и снижения при этом частоты вращения.

Главная передача ДЗ-122, ДЗ-143 состоит из конической и цилиндрической зубчатых пар, расположенных в общем корпусе. Причем коническая пара 19, 20 выполнена с круговыми зубьями, а цилиндрическая 4,7 — прямозубой.

К фланцу 22 конической шестерни подсоединяется карданный вал, идущий от коробки передач, а в шлицевом отверстии ведомого прямозубого зубчатого колеса, установленного на конических роликовых подшипниках качения 12, 13 в закрепленных поперечно к корпусу главной передачи чулках 9, 15,
располагаются шлицевые концы поперечных валов 10, 17, передающих вращение боковым редукторам в балансирах.

Валы главной передачи грейдера ДЗ-122, ДЗ-143 установлены на конических роликовых подшипниках 1, 3, 5, 12, 13, 18 качения и поэтому конструкцией предусмотрена их регулировка с помощью прокладок.

Оба чулка снабжены внутри бронзовыми втулками 8, 16 для обеспечения скользящей посадки в них стаканов балансиров, с помощью которых последние устанавливаются в корпусе главной передачи с возможностью покачивания в продольной плоскости машины.

Балансиры ДЗ-122, ДЗ-143

Обеспечивают за счет своего покачивания проход колес по неровностям грунта без отрыва от поверхности. Они состоят из сварного плоского корпуса 23 с расположенным внутри бортовым редуктором и выступающих в бок ступиц 25 колес.

Каждый бортовой редуктор выполнен из одинаковых двухступенчатых цилиндрических передач, распределяющих крутящий момент, передаваемый поперечными валами 10, 17 от главной передачи к четырем ведущим колесам.

Для этого ведущая шестерня, установленная на конических роликовых подшипниках в полости балансира ДЗ-122, ДЗ-143, получает вращение от шлицевого конца поперечного вала и передает вращение сразу двум зубчатым колесам 33, расположенным с двух сторон от нее, а те в свою очередь вращают крайние зубчатые колеса 34, которые также установлены на конических роликовых подшипниках в корпусе 23 балансира и с помощью поперечных валов 32 с шлицевыми концами вращают ступицы 25 ведущих колес.

Ступицы колес установлены на двух конических роликовых подшипниках 26, 27 на стаканах 30, расположенных по­перек балансира, путем крепления к боковинам его корпуса.

Конструкции ступицы тормозного барабана 28, диска 29 и тормозных устройств 24 ведущих колес автогрейдера подобны устройствам ведущих колес грузовых автомашин.

Обособленный задний ведущий мост ДЗ-122, ДЗ-143

Обособленный задний ведущий мост автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 предназначен для привода одной пары колес (рис. 2).

Состоит из полой стальной литой балки, узла главной передачи, вставленного в ее полость, двух бортовых передач, расположенных на торцах балки, двух полуосей, передающих вращение от главной передачи бортовым передачам, валов-ступиц для крепления пневматических колес и тормозных устройств.



Рис. 2. Задний ведущий мост ДЗ-122, ДЗ-143 для привода одной пары колес

1, 14— коническая пара; 2, 16, 17, 19 — подшипники качения; 3, 18 — полуоси; 4— поршень; 5 — муфта; 6, 9— бортовая передача; 7 — вал-ступица; 8 — диск; 10 — многодисковый тормоз; 11 — пневмоцилиндр; 12 — шаровой палец для крепления к подвеске; 13 — корпус главной передачи; 15 — фланец

Главная передача грейдера ДЗ-122, ДЗ-143

Представляет собой пару конических колес 1, 14 с круговыми зубьями, смонтированных в специальном корпусе 13, на подшипниках качения 2, 16, 17, 19. Причем к фланцу 15 вала конической шестерни 14 крепится фланец карданного вала, соединяющего главную передачу с мультипликатором коробки передач, а в полости ступицы конического ведомого колеса на шлицах устанавливаются концы полуосей 3, 18.

Каждая полуось соединяется с помощью фланцевой муфты 5 с ведущим зубчатым колесом 6 бортовой передачи. Одна из полумуфт служит для установки колесного многодискового тормоза 10 и пневмоцилиндра 11 с поршнем 4 для включения тормоза.

Бортовая передача грейдера ДЗ-122, 143

Является цилиндрической передачей с внутренним зацеплением. Причем ведомое зубчатое колесо 9 с внутренним зубчатым венцом имеет форму барабана и закреплено на валу-ступице 7 колеса, на наружном диске 8 которого крепится колесо с пневматической шиной в сборе.

Так как один обособленный задний мост автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 приводит во вращение одну пару колес, то для привода еще одной пары задних колес служит точно такой же мост.

Эти два обособленных моста крепятся к раме автогрейдера через специальную балансирную подвеску, которая позволяет им работать совместно, но с возможностью преодолевать неровности грунта без отрыва колес.



Рис. 3. Балансирная подвеска ДЗ-122, ДЗ-143

1—рама автогрейдера; 2 — реактивная штанга; 3 — мост; 4 — балансир; 5 — ось; 6 — шаровая опора; 7 — посадочное место на раме

Балансирная подвеска ДЗ-122, ДЗ-143 (рис. 3) состоит из двух продольных балансиров 4, поперечной оси 5, связывающей их и относительно которой они могут в шарнирных опорах покачиваться, в продольной плоскости, реактивных штанг 2; позволяющих удерживать мосты в нужном положении относительно рамы автогрейдера.

Сверху на оси расположены два плоских разнесенных посадочных места 7 для крепления с помощью болтов подвески к плоскостям рамы 1.

Каждый балансир снизу снабжен шаровыми опорами 6, в которых удерживаются шаровые пальцы 12 мостов (см. рис. 2). Две верхние продольные реактивные штанги 2 (см. рис. 3) с помощью шаровых соединений крепятся каждая одним концом к мосту 3, а другим — к раме автогрейдера.

Таким образом, каждый задний мост крепится к балансирам и к раме автогрейдера с помощью шаровых соединений, что обеспечивает их легкий монтаж и демонтаж.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________