Грузовые автомобили и спецтехника. Техническое и сервисное обслуживание. Ремонт и эксплуатация.

Муфта сцепления и коробка передач автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143

Трансмиссия автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143

При эксплуатации автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 возникает необходимость изменять не только скорость и величину подводимой к колесам окружной силы или тяги, но и останавливаться, двигаться задним ходом, управлять рабочим оборудованием.

Выполнять все эти действия становится возможным благодаря тому, что развиваемый двигателем крутящий момент подводится к ведущим колесам через механизмы, составляющие силовую передачу или трансмиссию.

Механическая трансмиссия автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 характеризуется простой конструкцией и высокой надежностью в работе.

Однако для улучшения использования мощности двигателя приходится увеличивать число передач до 6...8 что затрудняет управление автогрейдером, так как машинист должен выбрать нужную передачу в условиях резко переменных сопротивлений движению

Трансмиссия ДЗ-122, 143 состоит: из муфты сцепления; механической коробки передач; ведущего моста; дополнительных редукторов; карданной передачи.

На автогрейдерах устанавливают механическую или гидромеханическую трансмиссию. Диски под действием пружин сжаты, при этом она включена (постоянно замкнута). В случае необходимости, например при переключении передач, муфту выключают, т. е. принудительно разводят диски.

Муфта сцепления ДЗ-122, ДЗ-143 предназначена для отключения от двигателя трансмиссии на время его пуска или переключения передач и торможения машины, представляет собой двухдисковую муфту.

Ведущим элементом муфты, передающим крутящий момент от двигателя, являются ведущие диски, соединенные с коленчатым валом двигателя. Ведомые диски сцепления ДЗ-122, 143 связаны с первичным валом коробки передач которому они и передают крутящий момент двигателя при включенной муфте сцепления.

Коробка передач ДЗ-122, ДЗ-143 - преобразователь крутящего момента двигателя, предназначена для изменения скорости движения автогрейдера и необходимой силы тяги на ведущих колесах. Кроме того, она должна изменять направление вращения ведущих колес для движения задним ходом и отключать трансмиссию от двигателя на длительное время.

В качестве преобразователя крутящего момента в коробках передач КПП автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 служат зубчатые передачи, включающие в себя два параллельных вала с закрепленными на них зубчатыми колесами, где одно колесо ведущее, а другое ведомое. Отношение числа зубьев ведомого колеса к числу зубьев ведущего называют передаточным числом зубчатой передачи.

В зубчатых передачах зубчатое колесо с меньшим числом зубьев назы­вают шестерней, а с большим - колесом. При одинаковом числе зубьев оба зубчатых колеса называют шестернями.

В случае когда число зубьев колес одинаково, передаточное число составляет 1, крутящий момент и частота вращения валов равны. Если число зубьев ведущего колеса меньше, чем у ведомого, передаточное число больше 1, крутящий момент на ведомом валу больше и частота его вращения меньше — это замедляющая передача, а если наоборот - ускоряющая передача.

Таким образом, с помощью подбора передаточных чисел нескольких зубчатых передач можно получить ступенчатый и необходимый диапазон изменения крутящего момента и скорости. На этом основан принцип рабо­ты коробки передач ДЗ-122, ДЗ-143.

Ведущий мост ДЗ-122, ДЗ-143 также содержит ряд зубчатых передач и служит для увеличения крутящего момента, выходящего из коробки передач, поступающего под углом 90 к оси машины па ведущие колеса. Кроме того, картер ведущего моста воспринимает нагрузку приходящейся на него части общей массы автогрейдера.



Рис.5. Кинематическая схема автогрейдеров ДЗ-122-1 и ДЗ-143-5

Муфта сцепления автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143

Муфта сцепления ДЗ-122, ДЗ-143 относится к управляемым муфтам. Она служит для плавного разъединения или соединения коленчатого вала двигателя с ходовой трансмиссией при переключении передач, трогании с места и торможении автогрейдера.

На автогрейдерах ДЗ-122, ДЗ-143 применяются как однодисковые сухие муфты сцепления, так и двухдисковые. Их конструкции в принципе подобны.



Рис.6. Муфта сцепления ДЗ-122, ДЗ-143

1, 10, 14— ведущие диски; 2— рычаг; 3 — выжимная муфта; 4 — тормозок; 5 — ведомый вал; 6 — вилка; 7 — ползун; 8 — комплект пружин; 9 — фланец; 11 - ступица; 12, 13 — ведомые диски

Муфта сцепления автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 состоит из трех ведущих дисков, из которых один (крайний справа) — нажимной, второй (крайний слева — упорный 10) и третий (средний) —промежуточные (14); двух ведомых дисков 12, 13, расположенных между ведущими и оснащенных фрикционными накладками; комплекта пружин, сжимающих пакет дисков; выжимного механизма, включающего систему рычагов, выжимную муфту 3, вилку 6 и крепежные устройства; ведомого вала 5 с тормозком 4 для затормаживания ведомого вала, а вместе с ним и первичного вала коробки передач при выключении муфты сцепления.

Так как муфта сцепления автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 постоянно-замкнутого типа, то вращение коленчатого вала передается через ведущие диски, 10, 14 на ведомые 12, 13, прижатые к ним пружинами 8, а от них через ступицу 11, на шлицах которой сидят ведомые диски, на ведомый вал 5 до тех пор, пока с помощью выжимного механизма не будет произведено выключение муфты сцепления, т. е. не будут разъединены ведущие и ведомые диски.

А их можно разъединить, если с помощью выжимной вилки 6 воздействовать на выжимную муфту 3, которая своим концевым упором перемещает концы трех рычагов 2, связанных с нажимным диском, отодвигая его от ведомого 12.

При этом торец выжимной муфты входит в соприкосновение с торцом тормозка 4 и затормаживается, а с ним останавливаются все ведомые части муфты сцепления, что облегчает включение зубчатых передач в коробке передач.

При выключенном положении муфты сцепления автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 ее пружины сжаты, но удерживаются в сжатом состоянии за счет того, что выжимная муфта сама удерживается выжимной вилкой. Стоит вилку освободить, как тут же срабатывают пружины и муфта сцепления включается.

Но выжимная вилка освобождается тогда, когда машинист прекращает нажимать на педаль сцепления, и она под действием своей возвратной пружины возвращается в исходное положение.

Кстати, педаль связана с муфтой сцепления целой системой рычагов и тяг. Для выключения муфты сцепления ДЗ-122,143 с их помощью требуется значительное усилие, поэтому работу машиниста облегчает усилитель гидравлического типа, используемый в приводах муфты сцепления автогрейдеров.

Он устанавливается перед выжимной вилкой и включен в гидросистему автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143. Схема такого гидроусилителя управления муфтой сцепления показана на рис.2.



Рис.7. Схема работы гидроусилителя муфты сцепления ДЗ-122, ДЗ-143

аа - при включенной муфте сцепления; б - при выключении муфты сцепления; 1 - корпус; 2 - шток; 3 - клапан; 4 - поршень; 5 - ролик; 6 - рычаг; 7 - тяга; 8 - вилка; 9 - пружина; I - от гидронасоса; II - на слив

Гидроусилитель состоит из корпуса, штока 2 (на который воздействует через систему рычагов и тяг педаль сцепления) с клапаном 3, поршня 4, воздействующего через ролик 5 на двуплечий .рычаг 6, связанный тягой 7 с выжимной вилкой 8 муфты сцепления, и пружины 9, удерживающей шток на расстоянии от поршня.

Когда муфта сцепления автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 включена, т. е. на педаль сцепления не действует нога машиниста, подаваемая гидронасосом рабочая жидкость поступает (рис. 2, а) в полость А над поршнем и затем по каналам поршня в полость 1 и на слив в гидробак.

Когда же машинист нажимает на педаль сцепления 6, он тем самым приводит в движение шток 2, который, преодолевая сопротивление пружины 9, опускается и перекрывает отверстия в поршне 4.

Давление от поступающей рабочей жидкости в полости А начинает возрастать, и поршень 4 начинает перемещаться вниз, поворачивая рычаг 6, а с ним перемещая через тягу 7 выжимную вилку 8, что приводит к выключению муфты.

При превышении давления в полости А свыше 3,8 МПа срабатывает перепускной клапан 3 и рабочая жидкость направляется на слив.

Коробка передач КПП автогрейдера Д3-122Б, ДЗ-143

Механическая коробка передач автогрейдера Д3-122Б, ДЗ-143 смонтирована в чугунном картере 16.



Рис. 8. Коробка передач КПП ДЗ-122Б, ДЗ-143

а — кинематическая схема; б — общий вид; в — механизм переключения передач; 1, 3, 4, 7, 11, 12, 15 — зубчатое колесо (шестерня); 2, 5 — зубчатая муфта; 6 — зубчатый венец; 8, 9, 10, 24 — вал; 13 — насос; 14 — фланец; 16 — картер; 17, 20 — вилка; 18 — рычаг; 19 — шток; 21, 22 — шарик; 23 — пружина

Крутящий момент подводится к фланцу 14 первичного вала 8, на котором установлены шестерни 7, 1, 3 и 4 соответственно первой, второй, третьей передач переднего хода и передачи заднего хода. На шестернях КПП ДЗ-122, ДЗ-143 предусмотрены боковые зубчатые венцы 6.

Эти шестерни установлены на подшипниках и свободно вращаются на валу. Между каждой парой шестерен на валу 8 с помощью шлицев закреплены зубчатые муфты 2,5 с подвижными каретками.

Перемещением какой-либо каретки влево или вправо зацепляют муфту с боковым зубчатым венцом соответствующей шестерни и соединяют ее с валом 8 в одно целое.

В этом случае крутящий момент от первичного вала КПП автогрейдера Д3-122Б, ДЗ-143 через включенную шестерню вала 8 и зацепленное с ней колесо передается промежуточному валу 9.

От шестерни 4 заднего хода крутящий момент через колесо, установленное на дополнительном валу 24 (рис. 2а), передается валу 9 с вращением в обратную сторону.

Два правых зубчатых колеса вала 9 зацеплены с колесами 11 и 12, свободно вращающимися на подшипниках выходного вала 10, также снабженного зубчатой муфтой.

Перемещением каретки влево или вправо соединяют колеса 11 или 12 с валом 10. Для включения любой передачи необходимо переместить каретки валов 8 и 10 до зацепления с боковыми венцами соответствующих зубчатых колес.

КПП ДЗ-122, ДЗ-143 имеет три передачи вперед и одну заднего хода, а также два диапазона: рабочий (колесо 12) и транспортный (колесо 11). Таким образом, всего обеспечивается шесть передач переднего хода и две — заднего.

В коробке передач ДЗ-122, ДЗ-143 предусмотрен насос 13, приводимый от шестерни 15, для принудительного смазывания через сверления в валу 8 всех его подшипников.

Остальные элементы смазываются разбрызгиванием масла, стекающего из подшипников вала 8 в картер. Насос всасывает масло из картера, куда его до заданного уровня заливают через заливную пробку.

Механизм переключения передач КПП автогрейдера Д3-122Б, ДЗ-143 установлен на картере коробки. Рычагом 18 перемещают вилку 17 или 20 со штоком 19 и кареткой муфты и включают передачу.

Ход штока фиксируется шариком 22, западающим в лунку на штоке. В механизме предусмотрена блокировка с помощью шариков 21, исключающая возможность одновременного включения двух передач.

Переключение диапазонов производится аналогичным механизмом. В коробке передач ДЗ-122, ДЗ-143 регулируют только механизмы переключения передач и диапазонов, обеспечивая необходимую величину усилия на рычагах и надежную фиксацию включенных передач.

Достигается это поджимом пружин 23 с помощью съема или подкладывания прокладочных шайб.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________