Грузовые автомобили и спецтехника. Техническое и сервисное обслуживание. Ремонт и эксплуатация.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Рулевое управление автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 и его детали

Рулевое управление автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 считается гидростатическим и основано на использовании гидроруля, подобного гидрорулю ряда других землеройно-транспортных машин.

Рулевое управление автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 состоит из рулевого колеса 1, насоса-дозатора 2, вал которого соединен с рулевым колесом, гидроцилиндров 7, 8, управляющих поворотом колес, поперечной тяги 6, соединяющей шкворни обоих колес, и элементов гидросистемы, включающей насос, золотник, фильтр, предохранительные и запорные клапаны и трубопроводы.



Рис. 9. Схема гидростатического рулевого управления ДЗ-122, ДЗ-143

11 — рулевое колесо; 2 — насос-дозатор; 3 — гидронасос; 4 — бак, 5 — фильтр; 6 — поперечная рулевая тяга; 7,8 — гидроцилиндры; 9 — запорный клапан; 10 — гидрозолотник; 11 — перепускной клапан; 12 — трубопровод

При нейтральном положении рулевого колеса 1 рабочая жидкость, подаваемая насосом 3, проходит через насос-дозатор 2 и сливается через фильтр 5 в бак 4, при этом оба гидроцилиндра заперты.

При повороте рулевого колеса рабочая жидкость через насос-дозатор автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 поступает в соответствующую повороту полость гидроцилиндра, причем другая полость гидроцилиндра в этот момент соединена со сливным трубопроводом.

ТТак как за каждый оборот вала насоса-дозатора ДЗ-122, ДЗ-143 подается дозированное и постоянное количество рабочей жидкости, это обеспечивает пропорциональность между числом оборотов рулевого колеса и выдвижением штоков гидроцилиндров, а значит, и углом поворота колес.

При выходе насоса 3 из строя или при неработающем двигателе насос-дозатор работает как ручной насос от рулевого колеса, но усилие на нем возрастает.

Рулевая колонка ДЗ-122, ДЗ-143 с рулевым колесом установлена в кабине автогрейдера наклонно перед передней панелью. Она более короткая, чем у автомобилей, но снабжена унифицированными с ними рулевым колесом и некоторыми деталями.

Вал рулевого колеса вращается в подшипниках качения и имеет выводной конец со шпонкой для передачи вращения карданным валам привода рулевого червячного механизма, расположенным вне кабины.

Рулевой червячный механизм автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143

Рулевой червячный механизм автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 предназначен для преобразования вращения рулевого колеса в повороты рулевой сошки, осуществляющей через рулевые тяги повороты колес.

Для поворота колес требуются значительные усилия на преодоление сопротивления, возникающего между колесом и дорожным полотном, поэтому рулевой червячный механизм призван также обеспечить преобразование небольшого усилия, прикладываемого на рулевом колесе, в превосходящее его усилие на рулевой сошке.

Рулевой червячный механизм автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 выполнен в одном корпусе совместно с гидрораспределителем и гидроусилителем и имеет в качестве основного поворотного устройства червячно-кривошипный механизм.



Рис. 10. Рулевой червячный механизм ДЗ-122, ДЗ-143 с гидроусилителем

а — нейтральное положение золотника; б, в — рабочие положения золотника; 1, 3 карданный вал; 5 — червяк; 6 — ролик; 7 — ось; 8 — гидрораспределитель; 9 цилиндры; 2 — двойной поршень; 4 — золотник; 10 — корпус; 11 — палец; 12 — кривошип, 13 — вал; 14 — рулевая сошка; I — от гидронасоса; II — на слив.

На рис. 1 показан рулевой червячно-кривошипный механизм автогрейдера ДЗ-122, 143 в сборе с гидрораспределителем и гидроусилителем.

Его червяк 5, получающий вращение через карданные валы 4 от рулевого колеса, установлен в корпусе 10 на подшипниках скольжения с таким расчетом, чтобы иметь возможность перемещаться и вдоль своей оси на небольшие заранее ограниченные расстояния в обе стороны от среднего положения (эти перемещения необходимы для перемещения золотника 9 гидрораспределителя 8, расположенного на конце червяка).

Вращение червяка передается через пальцы 11 кривошипу 12, закрепленному на валу 13 рулевой сошки 14, и таким образом поворот кривошипа вызывает поворот вала и рулевой сошки ДЗ-122, ДЗ-143.

На противоположном от червяка плече кривошипа на оси закреплен ролик 6, который помещен в прорезе двойного поршня 2 гидроусилителя, перемещающегося в противоположно расположенных гидроцилиндрах 1, 3, связанных трубопроводами с золотниковым механизмом гидроусилителя.

Золотник, перемещаясь заодно с червяком, открывает или закрывает доступ рабочей жидкости, поступающей от гидронасоса гидросистемы автогрейдера, в полости гидроцилиндров гидроусилителя.

Без вращения рулевого колеса кривошип находится в среднем положении, а золотник гидрораспределителя занимает нейтральное положение (а), перекрывая доступ рабочей жидкости от гидронасоса в полости Б, В обоих гидроцилиндров гидроусилителя ДЗ-122, ДЗ-143 но обеспечивая ее пропуск на слив.

При повороте рулевого колеса в любую сторону еще до того, как начнет двигаться кривошип с рулевой сошкой, сопротивление колес повороту, воспринимаемое ими, приводит к реактивному осевому движению червяка, так как тому сохранена возможность осевого перемещения в опорных подшипниках.

Перемещение червяка вызовет осевое перемещение золотника гидрораспределителя (б, в), который откроет доступ рабочей жидкости от гидронасоса в полость соответствующего направления поворота гидроцилиндра гидроусилителя автогрейдера ДЗ-122, 143 и соединит полость противоположного гидроцилиндра со сливной линией.

Когда под давлением рабочей жидкости поршень начнет перемещаться, сдвинется кривошип, а вместе с ним через вал и рулевая сошка. Но при этом кривошип другим концом через пальцы воздействует на червяк, сдвигая его вдоль своей оси в противоположную сторону, тем самым выводя золотник в нейтральное положение и запирая полости гидроцилиндров гидроусилителя.

Новый поворот руля автогрейдера ДЗ-122, 143 вызывает новое перемещение червяка и золотника и новое движение поршня. Таким образом достигается слежение за поворотом колес и соответствие поворота рулевого колеса повороту колес.

От перегрузок гидросистему механизма поворота защищает предохранительный клапан, обеспечивающий в ней предельное давление 8 МПа.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________